Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 102]

102 народы, которые нилсе некоторых в культурном отношении"* Наиболее очевидной является "антикавказская" мотивация, которая зафиксирована примерно у 12% опрошенных.
Заметим, что данный стереотип отчасти обусловлен социально-экономическими причинами, а не является чисто этническим.
Большинство респондентов высказали его как реакцию на концентрацию представителей
коренного этноса в наиболее престижных и доходных социальных "нишах", на которые претендуют представители иных национальностей.
Кроме того, данные интолерантные установки в отношении представителей кавказских национальностей являются отчасти защитными, возникают как реакция на плохое отношение к другим этносам со стороны самих кавказцев.
Так, более половины опрошенных полагают, что кавказцы более негативно относятся к русским, чем русские к представителям кавказских национальностей.
Если рассмотреть причины и поводы для возникновения разногласий и конфликтов на национальной почве, то они затрагивают все сферы общественной жизни.
Большинство такого рода конфликтов, как отмечают
респонденты, происходит просто на улице, в магазине, на рынке, в общественном транспорте.
Интересно, что в качестве причин, провоцирующих межнациональные конфликты, более половины опрошенных указали на государственную политику, СМИ и военные конфликты.
Так, 82% высказали позицию, что
"межнациональные конфликты вызваны политическими и экономическими причинами"Тем самым очевидно явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е.
эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне.
В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е.
в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий.

Денисова С.Г.
выделяет следующие социальные ситуации, способствующие распространению негативных тенденций в сфере
[стр. 114]

подавляющего большинства (порядка 75%) вполне возможным представляется мирное сосуществование социальных субъектов различных национальностей без конфликтов.
При этом 69% высказали мнение, что “каждая национальная культура самоценна”* негативное отношение можно испытывать к конкретным людям, но не по отношению к национальной культуре.
Только 13% опрошенных предполагают, что могут возникнуть национальные конфликты, вызванные “действительно труднопреодолимыми культурными различиями между народами”.
Интересно, что принципиальная субъективная готовность к конфликтам на национальной почве, спокойное отношение как к возникновению подобных конфликтов, так и к их участникам, существенно выше среди молодого поколения (студенты, респонденты в возрасте 18 — 30 лет).
Заметим также, что мужчины более интолерантны в этническом плане, по сравнению с женщинами.
Так, респонденты мужского пола в 2 раза чаще высказывали мысль о том, что “существуют народы, которые ниже некоторых в культурном отношении”.
Наиболее очевидной является
“антикавказская” мотивация, которая зафиксирована примерно у 12% опрошенных.
Заметим, что данный стереотип отчасти обусловлен социально-экономическими причинами, а не является чисто этническим.
Большинство респондентов высказали его как реакцию на концентрацию представителей
народов Кавказа в наиболее престижных и доходных социальных “нишах”, на которые претендуют представители иных национальностей.
Кроме того, данные интолерантные установки в отношении представителей кавказских национальностей являются отчасти защитными, возникают как реакция на плохое отношение к другим этносам со стороны самих кавказцев.
Так, более половины опрошенных полагают, что кавказцы более негативно относятся к русским, чем русские к представителям кавказских национальностей.
Если рассмотреть причины и поводы для возникновения разногласий и конфликтов на национальной почве, то они затрагивают все сферы общественной жизни.
Большинство такого рода конфликтов, как отмечают


[стр.,115]

115 респонденты, происходит просто на улице, в магазине, на рынке, в общественном транспорте.
Интересно, что в качестве причин, провоцирующих межнациональные конфликты, более половины опрошенных указали на государственную политику, СМИ и военные конфликты.
Так, 82% высказали позицию, что
“межнациональные конфликты вызваны политическими и экономическими причинами”.
'Гем самым очевидно явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е.
эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне.
В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е.
в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий.
Денисова С.Г.
выделяет следующие социальные ситуации, способствующие распространению негативных тенденций в сфере
межнациональных отношений.53 1.
Контакты этнических общностей, поставленных в конкурентные отношения.
2.
Быстрый рост социальных потребностей при стабильности или сокращении базы их удовлетворения.
3.
Интенсивное изменение статусных характеристик представителей контактирующих этнических групп привилегированного положения.
Заметим, что именно толерантность интолерантность установок, в данном понимании, детерминирует конфликтность неконфликтность взаимоотношений социальных субъектов.
Одним из показателей толерантного отношения в сфере межэтнического взаимодействия является наличие и степень распространения установок на непосредственное межличностное взаимодействие с человеком другой национальности.
См.: Денисова С.Г.
Этнический фактор в политической жизни России 90-х.
Ростов-на Дону, 1996

[стр.,127]

Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень.
Тенденции толерантности противоречивы.
С одной стороны, происходит размывание национальных критериев, ассимиляция национальных признаков и черт.
С другой стороны, в национальном сознании индивидов сохраняются национально-этнические стереотипы, устойчивы представления об специфических характерологических особенностях представителей той или иной нации.
Формирование толерантности со стороны русского населения происходит, иначе, нежели формирование толерантности со стороны “нерусских” национально-этнических групп.
Субъективная готовность населения к переходу на толерантный уровень межнационального взаимодействия достаточно высока, для подавляющего большинства вполне возможным представляется мирное сосуществование социальных субъектов различных национально-этнических групп.
Наиболее очевидной является “антикавказская” мотивация.
Основным фактором распространения данного стереотипа являются государственные конфликты, активно транслируемые и акцентируемые СМИ.
Зафиксировано явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е.
эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне.
В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е.
в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий.

В качестве детерминант этнических установок присутствуют совершенно разноуровневые процессы: от нечестности как характеристики конкретного индивида, через конкурентность полиэтнической группы мигрантов до военных конфликтов в масштабе государства.

[Back]