Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 104]

104 представителями иной национальности в интимной и семейно-родственной сферах, то он тем более проявит готовность к общению с ними в деловой и гражданской сферах, не требующих столь тесного межличностного взаимодействия.
В результате исследований можно сделать вывод о достаточно высоком уровне толерантности и этнотерпимости населения.
Наиболее близко в качестве партнера социального взаимодействия выбираются представители русской национальности.

Среди мотивов, обусловливающих величину социальной дистанции межэтнического взаимодействия, респондентами были названы следующие: • Не нравится поведение в быту, манеры, привычки • Чужая культура, обычаи, представления о жизни • Их страна конфликтует с нашей страной • Среди них много нечестных людей, преступников • У них иное вероисповедание • Они отнимают работу и хлебу коренного населения.
Более низкий уровень толерантности в брачных отношениях по сравнению с трудовыми и гражданскими понятен, т.к.
в семейной сфере чужая этнокультура (обычаи, черты характера, манера самовыражения и т.п.) мешает и раздражает гораздо сильнее, а формирование социальнопсихологического благоприятного фона происходит сложнее, нежели по месту работы или учебы.
Однако заметим, что в качестве детерминант присутствуют совершенно разноуровневые процессы: от нечестности как характеристики конкретного индивида, через конкурентность полиэтнической группы мигрантов до военных конфликтов в масштабе государства.

В целом, по результатам исследований выделим следующие наиболее явные черты, характеризующие толерантность межличностного взаимодействия населения.
1.
Существенно различается близость социальной дистанции по
[стр. 116]

116 9 В ходе наших исследований в качестве эмпирического инструмента измерения межэтнических установок толерантности (интолерантности) применялась адаптированная шкала Эмори Богардуса.
Данная методика предназначена для измерения социальной дистанции взаимодействия социальных субъектов на нескольких уровнях, а именно: 1.
Граждане разных стран 2.
Граждане одной страны 3.
Жители одного города 4.
Коллеги по работе 5.
Соседи 6.
Друзья 7.
Члены одной семьи, родственники Традиционно шкала Э.
Богардуса интерпретируется как фиксирующая ^ следующую закономерность: если человек готов вступать во взаимодействие с представителями иной национальности в интимной и семейно-родственной сферах, то он тем более проявит готовность к общению с ними в деловой и гражданской сферах, не требующих столь тесного межличностного взаимодействия.
В результате исследований можно сделать вывод о достаточно высоком уровне толерантности и этнотерпимости населения.
Наиболее близко в качестве партнера социального взаимодействия выбираются представители русской национальности.

Отношение к представителям других национальностей неровное (смотри таблицу 3).
Подавляющее большинство опрошенных готовы принять в семью представителя русской национальности.
Отношение к русским отличается максимальными показателями толерантности.
Это, на наш взгляд обусловлено как объективными причинами преобладанием русского населения, так и положительными качествами, присущими образу русского + народа и высокими показателями толерантности со стороны самих русских субъективной готовностью принять позицию и уважать “самость” “другого”.


[стр.,119]

119 экстраполированию отношения к жителям цыганского поселка на цыган как этническую группу у значительной части населения.
Среди мотивов, обусловливающих величину социальной дистанции межэтнического взаимодействия, респондентами были названы следующие: • Не нравится поведение в быту, манеры, привычки • Чужая культура, обычаи, представления о жизни • Их страна конфликтует с нашей страной • Среди них много нечестных людей, преступников • У них иное вероисповедание • Они отнимают работу и хлеб у коренного населения.
Более низкий уровень толерантности в брачных отношениях по сравнению с трудовыми и гражданскими понятен, т.к.
в семейной сфере чужая этнокультура (обычаи, черты характера, манера самовыражения и т.п.) мешает и раздражает гораздо сильнее, а формирование социальнопсихологического благоприятного фона происходит сложнее, нежели по месту работы или учебы.
Однако заметим, что в качестве детерминант присутствуют совершенно разноуровневые процессы: от нечестности как характеристики конкретного индивида, через конкурентность полиэтнической группы мигрантов до военных конфликтов в масштабе государства.

Если попробовать оценить величину социальной дистанции в баллах (от минимальной 1 балл готовность стать членами одной семьи с представителями данной национальности до максимальной 7 баллов стремление жить в разных странах с представителями данной национальности), то результаты наших исследований могут быть схематически изображены следующим образом (смотри рисунок 5):

[стр.,121]

121 Уровень личного взаимодействия.
Наши друзья и соседи это люди, которые знают нас не только с точки зрения выполнения той или иной социальной роли, но и, как правило, хорошо знакомы с нашими личными и личностными проблемами.
Им известны не только наши преимущества и сильные стороны, но и наши слабости и недостатки.
Это люди, с которыми мы делимся своими радостями, отмечаем праздники, и люди, которые помогают нам в трагических ситуациях, содействуют в решении наших личных проблем.
Естественно, что это должны быть те, кто способен понять нас, принять наши привычки, обычаи и традиции.
Такого рода этническая толерантность распространяется на близкие по культуре и происхождению славянские народы, народы современной европейской культуры, представителей еврейской национальности..
Среди народов, придерживающихся традиций и культуры Востока, только татары и башкиры находятся на данной социальной дистанции.
Интимно-личностный уровень.
Предполагает проникновение во внутренний мир близкого человека, разделение его интересов, потребностей и ценностей.
В данном случае речь идет о том, что “другой” становится “своим”.
Мы готовы советоваться с ним и доверять ему в самых интимных вопросах.
Нам важно быть идентичным с ним и быть уверенным в том, что он готов принять нас такими, какие мы есть.
Естественно, что наиболее этнически открытыми, обладающими необходимым уровнем толерантного отношения к субъекту взаимодействия такого типа выступают представители русской национальности (или, в некоторой степени, близкие им славянские народы украинцы и белорусы).
В целом, по результатам исследований выделим следующие наиболее явные черты, характеризующие толерантность межличностного взаимодействия населения.
1.
Существенно различается близость социальной дистанции по
отношению к представителям различных национальностей.

[Back]