Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 108]

108 вам известны народы России?" наиболее часто указывали от одного до шести этносов; в их числе (в порядке убывания): русские, татары, чеченцы, чукчи, украинцы, евреи.
Студенты слабо различают народы России и народы бывших республик СССР.
В качестве народов России респонденты указали и ряд зарубежных народов: шведов, японцев, арабов, вьетнамцев, китайцев, монголов, поляков, черногорцев и др.
Создается впечатление, что молодежь смутно представляет, какие из народов проживают на российской территории.
Отдельные представители названных этносов действительно живут на нашей территории, но считать их народами России, справедливо замечает В Машко, конечно же, нельзя.
Интересно отметить, что нередко студенты, как в предыдущем случае и старшеклассники, вместо названия народов использовали обобщения, такие как: балты, славяне, тюрки, лица кавказской национальности и др.
При этом около 4% студентов в качестве народов России указали москвичей, негров, казаков и т.п., а около 2% написали названия вообще несуществующих
народов.
Тем самым заметим, что среди молодежи в настоящее время, через ступень индифферентности установок, происходит процесс распространения толерантного отношения к этносам в противовес интолсрантному.

Как было отмечено выше, Республика Адыгея являет собой пример не только полиэтнического, но и поликонфессионального региона.
По данным Майкопской и Адыгейской Епархии, около 70% от русскоязычного населения Республики Адыгея, а это около 300 тыс., идентифицируют себя с православным христианством.
Однако из них лишь 1012% выполняют все религиозные обряды и предписания, 58-60% верующих основные обряды.
При этом можно отметить участие в главных христианских праздниках (например, Пасха, Рождество Христово) почти всего населения республики независимо от веры.
Это говорит об обстановке веротерпимости и религиозной толерантности, всегда наблюдаемой в Адыгее.
По данным Духовного управления мусульман, 40% адыгоязычного
[стр. 125]

сориентироваться в том информационном поле, которое создают средства массовой информации.
Они не знают и не могут объяснить, что такое исламский фундаментализм, так как зачастую не знают вообще, что такое ислам.
Им неизвестно, что значительная часть населения России исповедует именно ислам, в котором, как и в любой другой религии, есть такие постулаты, которые могут быть в жизни базовыми для любого человека, даже нерелигиозного.
Все это за пределами сознания наших детей, а деление на “своих” и “чужих” уже сформировано.
Примерно такую же картину уровня этнической толерантности, только со стороны студенчества, дает исследование В.Машко.56 Во многом отношение к другим народам зависит от этнической компетенции респондентов.
В исследовании показано, что этническая картина России у современных студентов отрывочная, несистематизированная.
Этнические знания довольно фрагментарны, а этнические установки крайне ситуативны.
На вопрос: “Какие вам известны народы России?” наиболее часто указывали от одного до шести этносов; в их числе (в порядке убывания): русские, татары, чеченцы, чукчи, украинцы, евреи.
Студенты слабо различают народы России и народы бывших республик СССР.
В качестве народов России респонденты указали и ряд зарубежных народов: шведов, японцев, арабов, вьетнамцев, китайцев, монголов, поляков, черногорцев и др.
Создается впечатление, что молодежь смутно представляет, какие из народов проживают на российской территории.
Отдельные представители названных этносов действительно живут на нашей территории, но считать их народами России, справедливо замечает В Машко, конечно же, нельзя.
Интересно отметить, что нередко студенты, как в предыдущем случае и старшеклассники, вместо названия народов использовали обобщения, такие как: бал ты, славяне, тюрки, лица кавказской национальности и др.
При этом около 4% студентов в качестве народов России указали москвичей, негров, казаков и т.п., а около 2% написали названия вообще несуществующих
56 См.: Машко В.
Народы России: взгляд из студенческой аудитории.
// Этносфера, 2001.
№4

[стр.,126]

народов.
Тем самым заметим, что среди молодежи в настоящее время, через ступень индифферентности установок, происходит процесс распространения толерантного отношения к этносам в противовес и нто л
е рентному.
Обобщая рассуждения об этнической толерантности в общественном сознании населения, еще раз подчеркнем, что толерантность обусловлена как потребностями отдельной личности, так и условиями конкретной социальной ситуации, в которой находится личность и данная социальная группа, а также общесоциальными тенденциями не только национального и культурного развития России, но и социально-экономическими и политическими факторами.
Характеризуя этнические представления в общественном сознании жителей Свердловской области отметим одновременное сосуществование толерантного, индифферентного и интолерантного качеств в этническом отношении взаимодействия социальных субъектов различного уровня.
У значительной части населения отсутствует четкое представление о национальности и национальных критериях.
Существенное распространение имеет мнение, что национальность устаревшее понятие, ее не нужно указывать в паспорте.
Отмечены существенные различия между критериями этноидентификации и этнодифференциации.
Так, национальная принадлежность “другого’" считается объективно обусловленной, данной от рождения, неизменной.
Отнесение себя к тому или иному этносу связано с субъективными моментами знание языка, культуры, традиций, обычаев и т.п.
Кроме того, личное восприятие своей нации позитивное — большинство испытывают гордость за принадлежность определенной национальноэтнической группе.
Негативное восприятие (национальные конфликты, разногласия) не на уровне личного опыта, а на уровне институциональном или государственном.


[стр.,128]

128 Среди молодежи в настоящее время, через ступень индифферентности установок, происходит процесс распространения толерантного отношения к этносам в противовес интолерантному.
Ф

[Back]