127 Обобщая рассуждения об этнической и религиозной толерантности в общественном сознании населения, еще раз подчеркнем, что толерантность обусловлена как потребностями отдельной личности, так и условиями конкретной социальной ситуации, в которой находится личность и данная социальная группа, а также общесоциальными тенденциями не только национального и культурного развития России, но и социальноэкономическими и политическими факторами. Характеризуя этнические и религиозные представления в общественном сознании жителей Республики Адыгея отметим одновременное сосуществование толерантного, индифферентного и интолерантного качеств в этническом отношении взаимодействия социальных субъектов различного уровня. У значительной части населения отсутствует четкое представление о национальных критериях. Существенное распространение имеет мнение, что национальность устаревшее понятие, ее не нужно указывать в паспорте. Отмечены существенные различия между критериями этноидентификации и этнодифференциации. Так, национальная принадлежность "другого'" считается объективно обусловленной, данной от рождения, неизменной. Отнесение себя к тому или иному этносу связано с субъективными моментами знание языка, культуры, традиций, обычаев и т.п. Кроме того, личное восприятие своей нации позитивное большинство испытывают гордость за принадлежность определенной национальноэтнической группе. Негативное восприятие (национальные конфликты, разногласия) — не на уровне личного опыта, а на уровне институциональном или государственном. Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень. Тенденции толерантности противоречивы. С одной стороны, происходит размывание национальных критериев, ассимиляция национальных признаков и черт. С другой стороны, в национальном |
народов. Тем самым заметим, что среди молодежи в настоящее время, через ступень индифферентности установок, происходит процесс распространения толерантного отношения к этносам в противовес и нто л е рентному. Обобщая рассуждения об этнической толерантности в общественном сознании населения, еще раз подчеркнем, что толерантность обусловлена как потребностями отдельной личности, так и условиями конкретной социальной ситуации, в которой находится личность и данная социальная группа, а также общесоциальными тенденциями не только национального и культурного развития России, но и социально-экономическими и политическими факторами. Характеризуя этнические представления в общественном сознании жителей Свердловской области отметим одновременное сосуществование толерантного, индифферентного и интолерантного качеств в этническом отношении взаимодействия социальных субъектов различного уровня. У значительной части населения отсутствует четкое представление о национальности и национальных критериях. Существенное распространение имеет мнение, что национальность устаревшее понятие, ее не нужно указывать в паспорте. Отмечены существенные различия между критериями этноидентификации и этнодифференциации. Так, национальная принадлежность “другого’" считается объективно обусловленной, данной от рождения, неизменной. Отнесение себя к тому или иному этносу связано с субъективными моментами знание языка, культуры, традиций, обычаев и т.п. Кроме того, личное восприятие своей нации позитивное — большинство испытывают гордость за принадлежность определенной национальноэтнической группе. Негативное восприятие (национальные конфликты, разногласия) не на уровне личного опыта, а на уровне институциональном или государственном. Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень. Тенденции толерантности противоречивы. С одной стороны, происходит размывание национальных критериев, ассимиляция национальных признаков и черт. С другой стороны, в национальном сознании индивидов сохраняются национально-этнические стереотипы, устойчивы представления об специфических характерологических особенностях представителей той или иной нации. Формирование толерантности со стороны русского населения происходит, иначе, нежели формирование толерантности со стороны “нерусских” национально-этнических групп. Субъективная готовность населения к переходу на толерантный уровень межнационального взаимодействия достаточно высока, для подавляющего большинства вполне возможным представляется мирное сосуществование социальных субъектов различных национально-этнических групп. Наиболее очевидной является “антикавказская” мотивация. Основным фактором распространения данного стереотипа являются государственные конфликты, активно транслируемые и акцентируемые СМИ. Зафиксировано явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е. эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне. В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е. в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий. В качестве детерминант этнических установок присутствуют совершенно разноуровневые процессы: от нечестности как характеристики конкретного индивида, через конкурентность полиэтнической группы мигрантов до военных конфликтов в масштабе государства. |