Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 16]

16 своего партнера (до поры до времени).
На наш взгляд, в современных трактовках толерантности чрезвычайно важно сохранить идею понимания субъектами друг друга, поскольку ее использование для объяснения сущности искомого понятия плодотворно по целому ряду причин, о чем будет сказано ниже.
Таким образом, краткий семантический анализ категории толерантности показывает, что это достаточно сложный термин, с целым рядом нюансов.
Совершенно очевидно, что он не может быть сведен к понятию
«терпимое отношение к чему-либо или к кому-либо», как это нередко делают в обыденной жизни.
Такая трактовка означает явное сужение достаточно объемной и разноплановой категории.
В отличие от бытового использования термина толерантности как терпимости, в научной литературе его многоаспектность находит в целом адекватное отражение.
Правда в разных изданиях часто фиксируются лишь отдельные аспекты данного понятия.
Если свести их воедино, то получится целый перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность с позиций широкого историко-эволюционного понимания — как социальную норму гражданского либерального общества, в которую входят следующие компоненты:
социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; уважение и признание равенства партнеров; отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения; готовность принять другого таким, какой он есть; доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои
[стр. 17]

17 • меры, границы, до которой можно терпеть другого3.
Русская же культурная традиция представляет модель “человека понимающего**, в основе которой лежит идея диалога взаимодействующих субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения экзистенциальным опытом друг друга.
В западной традиции нет речи о понимании, принятии другого таким, каков он есть; здесь, скорее, возникает образ человека, который, по выражению В.
В.
Глебкина, во имя сохранения паритета позиций, стиснув зубы, терпит своего партнера (до поры до времени).
На наш взгляд, в современных трактовках толерантности чрезвычайно важно сохранить идею понимания субъектами друг друга, поскольку ее использование для объяснения сущности искомого понятия плодотворно по целому ряду причин, о чем будет сказано ниже.
Таким образом, краткий семантический анализ категории толерантности показывает, что это достаточно сложный термин, с целым рядом нюансов.
Совершенно очевидно, что он не может быть сведен к понятию
“терпимое отношение к чему-либо или к кому-либо”, как это нередко делают в обыденной жизни.
Такая трактовка означает явное сужение достаточно объемной и разноплановой категории.
В отличие от бытового использования термина толерантности как терпимости, в научной литературе его многоаспектность находит в целом адекватное отражение.
Правда, в разных изданиях часто фиксируются лишь отдельные аспекты данного понятия.
Если свести их воедино, то получится целый перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность с позиций широкого историко-эволюционного понимания как социальную норму гражданского либерального общества, в которую входят следующие компоненты:
социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; • • уважение и признание равенства партнеров; 3 На данное различие подходов обратил внимание В.В.
Глебкин в упомянутой выше коллективной монографии "На пути к толерантному сознанию" М., 2000.
С.
12

[стр.,44]

44 • При этом психологический аспект позитивной этнической идентичности предполагает формирование таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание.
Именно они помогают субъекту понять суть “отличности” другого, его “особости” и уникальности.
Завершая изложение теоретических основ этнической толерантности, попытаемся вычленить основные признаки этнической толерантности в сопоставлении с противоположным ей по содержанию понятием этнической интолерантности (нетерпимости).
Для этого необходимо проследить, каким образом модифицируются основные характеристики этнокультурного взаимодействия в системе толерантного и интолерантного типа отношений (смотри таблицу 2).
Тем самым нам представляется целесообразным рассматривать толерантность как качественную характеристику взаимодействия социальных субъектов различного уровня (как межличностного, так и на уровне социальных групп, общностей и государств).
Качество толерантности, на наш взгляд, должно представлять собой социальную норму любого гражданского либерального общества, в которую входят: социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; уважение и признание равенства партнеров; отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; готовность принять другого таким, какой он есть; доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к взаимодействию на основе согласия, но без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы и т.п.


[стр.,45]

Таблица 2.
Признаки этнической толерантности, (сопоставительный анализ с этнической нетерпимостью) Признак Этническая толерантность Этническая интолерантность (нетерпимость) Эгнокуль турная восприим чивость Позитивная этническая идентичность (положительный автостереотип) в сочетании с позитивным отношением к инокультурным группам.
Открытость этнокультурному опыту других людей.
Интерес к культуре и национальным традициям других этносов.
Представление об исключительности “своего” этноса.
Этноцентризм (оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной, лучшей по сравнению с другими).
Отношен ие к правам партнеров по взаимоде йствию Равенство партнеров; отказ от доминирования и насилия.
Признание
равных прав (равного доступа к социальным благам, к образовательным, экономическим, управленческим возможностям для всех людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности).
Признание превосходства своей нации, отстаивание для нес большего объема прав (национализм).
Этносоци альная чувствите льность Взаимоуважение, доброжелательное и терпимое отношение к представителям других национальностей, доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (обобщенное мнение о других этносах на основе отрицательных характеристик).
Игнорирование проблем других национальностей, отказ в признании.
Отношен ис к культурно й самобытн ости разных народов Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой то одной точки зрения.
Содействие сохранению и развитию культурной самобытности и языков национальных меньшинств, предоставление возможности следовать своим традициям для всех культур.
Разделение партнеров по этнокультурному взаимодействию на “своих” и “чужих”.
Дискриминация по признаку расовой и национальной принадлежности (лишение социальных благ, сужение гражданских прав, изоляция в сообществе).
Эгнофобия (а »гти семитизм, русофобия, кавказофобия, мигрантофобия и т.п.).
Характер используе мой лексики Позитивная лексика в сфере межэтнических, мсжрасовых отношений.
Оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры, насмешки, пренебрежительные выражения в адрес национальных меньшинств.
Отношен ие к конфликт ним ситуация м, общим проблема м Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия, на основе единстве национальных и наднациональных интересов.
Сотрудничество в решении общечеловеческих проблем на основе согласия, без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать их.
В конфликтных ситуациях — поиск врага, перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы своего народа на ту или иную этническую группу.
Преследования, запугивания, угрозы вплоть до изгнания и репрессий в отношении отдельных этносов; сегрегация (принудительное разделение людей различных рас).
Отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях.
Это неизбежно, т.к.
каждый социальный

[Back]