17 чувства без агрессии и насилия; готовность к взаимодействию на основе согласия, но без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы. На последний из перечисленных компонентов хотелось бы обратить особое внимание, поскольку именно он обеспечивает стабильность толерантного взаимодействия. Дело в том, что и отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый социальный субъект обязательно в чемто имеет сходство с другими и одновременно отличается от них. На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе диалектического единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное. К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем, казалось бы, способных объединить на принципах действительного равенства все заинтересованные страны и народы. Наглядный пример тому — борьба с таким злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов. Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым. Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров — отдельный человек, социальная общность становится лишь винтиком некой машины, исполнителем чьей-то воли. В свою очередь, приоритетное обеспечение особых качеств, интересов одного из взаимодействующих социальных субъектов неизбежно приводит к разрушению самого контакта. Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом. Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, |
18 • отказ от доминирования и насилия; • признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; • отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой то одной точки зрения; • готовность принять другого таким, какой он есть; • доверие, умение слушать и выслушивать другого; • способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; • способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; • готовность к взаимодействию на основе согласия, но без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы. Па последний из перечисленных компонентов хотелось бы обратить • особое внимание, поскольку именно он обеспечивает стабильность толерантного взаимодействия. Дело в том, что и отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый социальный субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них. На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе диалектического единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное. К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем, казалось бы, способных объединить на принципах действительного равенства все заинтересованные страны и народы. Наглядный пример тому борьба с таким вселенским злом, как 19 1 международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов. Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым. Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров отдельный человек, социальная общность становится лишь винтиком некой машины, исполнителем чьей-то воли. В свою очередь, приоритетное обеспечение особых качеств, интересов одного из взаимодействующих социальных субъектов неизбежно приводит к разрушению самого контакта. Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом. Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности. Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить свою единичность; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов. Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов. Сказанное позволяет заключить, что толерантность — это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия. При этом важно подчеркнуть, что сферой применения понятия толерантность является область субъекг-субъектных отношений разного уровня межличностных, межгругшовых, международных. В последнем • случае толерантность используется как общепринятый международный термин в теории и практике, касающейся проблем мира, культуры мира. Таблица 2. Признаки этнической толерантности, (сопоставительный анализ с этнической нетерпимостью) Признак Этническая толерантность Этническая интолерантность (нетерпимость) Эгнокуль турная восприим чивость Позитивная этническая идентичность (положительный автостереотип) в сочетании с позитивным отношением к инокультурным группам. Открытость этнокультурному опыту других людей. Интерес к культуре и национальным традициям других этносов. Представление об исключительности “своего” этноса. Этноцентризм (оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной, лучшей по сравнению с другими). Отношен ие к правам партнеров по взаимоде йствию Равенство партнеров; отказ от доминирования и насилия. Признание равных прав (равного доступа к социальным благам, к образовательным, экономическим, управленческим возможностям для всех людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности). Признание превосходства своей нации, отстаивание для нес большего объема прав (национализм). Этносоци альная чувствите льность Взаимоуважение, доброжелательное и терпимое отношение к представителям других национальностей, доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (обобщенное мнение о других этносах на основе отрицательных характеристик). Игнорирование проблем других национальностей, отказ в признании. Отношен ис к культурно й самобытн ости разных народов Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой то одной точки зрения. Содействие сохранению и развитию культурной самобытности и языков национальных меньшинств, предоставление возможности следовать своим традициям для всех культур. Разделение партнеров по этнокультурному взаимодействию на “своих” и “чужих”. Дискриминация по признаку расовой и национальной принадлежности (лишение социальных благ, сужение гражданских прав, изоляция в сообществе). Эгнофобия (а »гти семитизм, русофобия, кавказофобия, мигрантофобия и т.п.). Характер используе мой лексики Позитивная лексика в сфере межэтнических, мсжрасовых отношений. Оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры, насмешки, пренебрежительные выражения в адрес национальных меньшинств. Отношен ие к конфликт ним ситуация м, общим проблема м Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия, на основе единстве национальных и наднациональных интересов. Сотрудничество в решении общечеловеческих проблем на основе согласия, без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать их. В конфликтных ситуациях — поиск врага, перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы своего народа на ту или иную этническую группу. Преследования, запугивания, угрозы вплоть до изгнания и репрессий в отношении отдельных этносов; сегрегация (принудительное разделение людей различных рас). Отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый социальный |