Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 18]

18 чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности.
Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить свою единичность; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность — это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.

При этом важно подчеркнуть, что сферой применения понятия толерантность является область
субъект-субъектных отношений разного уровня межличностных, межгрупповых, международных.
В последнем случае толерантность используется как общепринятый международный термин в теории и практике, касающейся проблем мира, культуры мира, взаимодействия между народами, религиями, государствами, в котором, независимо от языка и культуры, фиксируются: взаимная зависимость всех от каждого, взаимоуважение прав другого (в том числе права быть иным), воздержание от причинения вреда друг другу.
Однако некоторые авторы считают, что толерантность — это характеристика
нс только взаимодействующих социальных субъектов, но и показатель отношения индивида к самому себе.
Так, известные российские психологи Г.У.
Солдатова, Л.А.
Шайгерова, О.Д.
Шарова предлагают рассматривать толерантность в двух аспектах: по отношению к другим и по отношению к себе.
При этом под толерантностью в отношении самого себя они
[стр. 19]

19 1 международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.
Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым.
Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров отдельный человек, социальная общность становится лишь винтиком некой машины, исполнителем чьей-то воли.
В свою очередь, приоритетное обеспечение особых качеств, интересов одного из взаимодействующих социальных субъектов неизбежно приводит к разрушению самого контакта.
Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом.
Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности.
Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить свою единичность; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность — это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.
При этом важно подчеркнуть, что сферой применения понятия толерантность является область
субъекг-субъектных отношений разного уровня межличностных, межгругшовых, международных.
В последнем • случае толерантность используется как общепринятый международный термин в теории и практике, касающейся проблем мира, культуры мира.


[стр.,20]

20 взаимодействия между народами, религиями, государствами, в котором, независимо от языка и культуры, фиксируются: • взаимная зависимость всех от каждого, • взаимоуважение прав другого (в том числе права быть иным),воздержание от причинения вреда друг другу.
Однако некоторые авторы считают, что толерантность это характеристика
не только взаимодействующих социальных субъектов, но и показатель отношения индивида к самому себе.
Так, известные российские психологи Г.
У.
Солдатова, Л.
А.
Шайгерова, О.
Д.
Шарова предлагают рассматривать толерантность в двух аспектах: по отношению к другим и по отношению к себе.
При этом под толерантностью в отношении самого себя они
подразумевают следующие качества: • развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других, • осознание многообразия проявлений личности каждого человека, • развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе, • формирование позитивного отношения к своему народу, • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы (общности)4.
По нашему мнению, практическая работа по формированию у индивида толерантного сознания действительно сопряжена с развитием у него определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа.
Причем этот аспект деятельности, как и развитие способности к позитивному внутреннему диалогу с самим собой, совершенно справедливо должны быть включены в программу работы по обучению личности навыкам толерантного поведения.
4 На пути к толерантному сознанию.
М., 2000.
С.
177-178

[стр.,46]

46 субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.

Корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере “страдающей интолерантности”), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени.
Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен.
Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности.
На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта.
Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.

[Back]