Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 19]

19 подразумевают следующие качества: развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание многообразия проявлений личности каждого человека, развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе, формирование позитивного отношения к своему народу, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы (общности)4.
По нашему мнению, практическая работа по формированию у индивида толерантного сознания действительно сопряжена с развитием у него определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа.
Причем этот аспект деятельности, как и развитие способности к позитивному внутреннему диалогу с самим собой, совершенно справедливо должны быть включены в программу работы по обучению личности навыкам толерантного поведения.

Однако называть весь этот блок деятельности процессом формирования толерантности по отношению к самому себе представляется некорректным.
Это следует из самой этимологии слова толерантность: выше было показано, что в разных языках это понятие переводится как уважение, великодушие, снисхождение, терпение, готовность к примирению и т.д.
Хорошо известно, что перечисленные слова используется для обозначения отношений между разными субъектами.
Кроме того, нетрудно заметить, что авторы, перечисляя черты, выражающие, по их мнению, толерантное отношение человека к самому себе, нередко увязывают их с теми качествами, которые характеризуют его отношение к другим людям.
По сути, сама субъектсубъектная природа понятия толерантности толкает вышеназванных авторов к тому, чтобы описать искомое понятие в терминологии, свойственной не столько области саморефлексии индивида, сколько сфере
4 На пути к толерантному сознанию.
М.„ 2000.
С.
177-178
[стр. 20]

20 взаимодействия между народами, религиями, государствами, в котором, независимо от языка и культуры, фиксируются: • взаимная зависимость всех от каждого, • взаимоуважение прав другого (в том числе права быть иным), • воздержание от причинения вреда друг другу.
Однако некоторые авторы считают, что толерантность это характеристика не только взаимодействующих социальных субъектов, но и показатель отношения индивида к самому себе.
Так, известные российские психологи Г.
У.
Солдатова, Л.
А.
Шайгерова, О.
Д.
Шарова предлагают рассматривать толерантность в двух аспектах: по отношению к другим и по отношению к себе.
При этом под толерантностью в отношении самого себя они подразумевают следующие качества: • развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других,осознание многообразия проявлений личности каждого человека,развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе,формирование позитивного отношения к своему народу,повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы (общности)4.
По нашему мнению, практическая работа по формированию у индивида толерантного сознания действительно сопряжена с развитием у него определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа.
Причем этот аспект деятельности, как и развитие способности к позитивному внутреннему диалогу с самим собой, совершенно справедливо должны быть включены в программу работы по обучению личности навыкам толерантного поведения.

4 На пути к толерантному сознанию.
М., 2000.
С.
177-178


[стр.,21]

21 Однако называть весь этот блок деятельности процессом формирования толерантности по отношению к самому себе представляется некорректным.
Это следует из самой этимологии слова толерантность: выше было показано, что в разных языках это понятие переводится как уважение, великодушие, снисхождение, терпение, готовность к примирению и т.д.
Хорошо известно, что перечисленные слова используется для обозначения отношений между разными субъектами.
Кроме того, нетрудно заметить, что авторы, перечисляя черты, выражающие, по их мнению, толерантное отношение человека к самому себе, нередко увязывают их с теми качествами, которые характеризуют его отношение к другим людям.
По сути, сама субъект-субъектная природа понятия толерантности толкает вышеназванных авторов к тому, чтобы описать искомое понятие в терминологии, свойственной не столько области саморефлексии индивида, сколько сфере
взаимодействующих субъектов.
Однако вернемся к содержанию искомой категории.
Чтобы более детально разобраться в ней, целесообразно, как отмечалось выше, пойти от противного.
Противоположной толерантности является категория нетерпимости.
Феномен нетерпимости привлек внимание исследователей, которые изучали авторитаризм, национализм, политический конформизм, консерватизм, политические предрассудки и стереотипы5.
Еще в 50-х годах Т.
Адорно и его коллеги обнаружили психологический феномен, названный ими “авторитарной личностью”6.
Со времен Т.
Адорно политические психологи, изучающие авторитарную личность, подчеркивают, что это сложный комплекс симптомов, который включает два вида составляющих: • во-первых, комплекс психологических особенностей; • во-вторых, набор идеологических позиций.
5 См.: Шестопал Е.Б.
Политическая толерантность.
//Толерантность в общественном сознании России.
М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.
С.11-18 6 АсЗогпо Т.\У., Ргспке1-Ъгип$*кк Е., Ьеу'швоп Р., 5апГог<1 К.Ы.
ТЪе АшНопсапап РсгзопаНю.
М.У.,1950.

[Back]