Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 22]

22 встречается и в самых демократических и прогрессивных из них.
Что касается набора идеологических позиций, свойственных авторитарной личности, то он представлен национализмом (этноцентризмом), милитаризмом, религиозностью, консерватизмом, догматизмом.
Национализм — это признание безусловного превосходства своего народа над другими, его исключительности среди других.
Явление национализма имеет не только социальные корни, но и подчиняется определенным психологическим закономерностям, действие которых приводит к возникновению данного феномена, как только политическая ситуация становится для этого более благоприятной.
Раскрывая
психологическую природу национальной нетерпимости (этноцентризма), Т.
Адорно утверждал, что этноцентризм связан с противопоставлением своих и чужих.
Чужие это объекты негативных оценок и враждебных установок, тогда как
"свои" являются предметом позитивных установок, причем это одобрение имеет некритический характер.
При этом
"чужие" находятся социально ниже "своих".
При социологической оценке толерантности необходимо учитывать и такое общественно-культурное явление, как консерватизм.
Первые исследования консерватизма были проведены еще в тридцатые годы в рамках психологических теорий.
По их результатам было дано определение консерватизма, которое предваряет понятие авторитарной личности и сводится к таким проявлениям, как нетерпимость к побежденной стороне, конвенциональность (предпочтение всего условного, традиционного, рутинного), религиозность, морализм (склонность к морализированию), национализм, склонность разделять расовые предрассудки, щепетильность в вопросах секса.

Еще одно измерение авторитарности ввел известный психолог Милтон Рокич; это — догматизм, выражающийся в
"закрытости психической организации, вере в абсолютную власть, проявлении нетерпимости"11.
Важно подчеркнуть, что в основе авторитаризма лежат некоторые фундаментальные психологические механизмы, которые вновь и вновь
[стр. 23]

коммунистических на либеральные не приводит к уменьшению конвенциональное™, хотя эта конвенциональность и не лишена новой содержательной окраски, проявляясь как лояльность к разным культурным нормам, даже тогда когда они друг другу противоречат.
Далее.
Авторитарная личность склонна делить людей на “своих” и “чужих”.
Проявление нетерпимости к “чужакам”, людям из другой группы коренятся в таком психологическом феномене как конформизм.
Он выражается в неприятии “чужаков” и одновременно в терпимости по отношению к той группе, с которой индивид себя идентифицирует.
Конформизм определяется в социальной психологии как поведение индивида в ситуации давления на него группы.
При этом такое психологическое давление не всегда осознается.
Исследования проблемы политического конформизма показали, что есть определенные объективные и субъективные условия, при которых конформизм расцветает.
Авторитарный климат, несомненно, способствует развитию политического конформизма, между тем как демократический способствует тому, что личность вырабатывает независимое мнение по политическим вопросам и не боится высказать свое несогласие с группой.
Однако при всем различии стилей, климата, царящего в тех или иных организациях, необходимо иметь в виду, что конформизм встречается и в самых демократических и прогрессивных из них.
Что касается набора идеологических позиций, свойственных авторитарной личности, то он представлен национализмом (этноцентризмом), милитаризмом, религиозностью, консерватизмом, догматизмом.
Национализм — это признание безусловного превосходства своего народа над другими, его исключительности среди других.
Явление национализма имеет не только социальные корни, но и подчиняется определенным психологическим закономерностям, действие которых приводит к возникновению данного феномена, как только политическая ситуация становится для этого более благоприятной.
Раскрывая


[стр.,24]

24 психологическую природу национальной нетерпимости (этноцентризма), Т.
Адроно утверждал, что этноцентризм связан с противопоставлением своих и чужих.
Чужие это объекты негативных оценок и враждебных установок, тогда как
“свои” являются предметом позитивных установок, причем это одобрение имеет некритический характер.
При этом
“чужие” находятся социально ниже “своих”9.
Консерватизм.
Первые психологические исследования консерватизма были проведены еще в тридцатые годы.
По их результатам было дано определение консерватизма, которое предваряет понятие авторитарной личности и сводится к таким проявлениям, как нетерпимость к побежденной стороне, конвенциональность (предпочтение всего условного, традиционного, рутинного), религиозность, морализм (склонность к морализированию), национализм, склонность разделять расовые предрассудки, щепетильность в вопросах секса
(работы Лентца10).
Еще одно измерение авторитарности ввел известный психолог Милтон Рокич; это догматизм, выражающийся в
“закрытости психической организации, вере в абсолютную власть...
проявлении
нетерпимости”11.
Важно подчеркнуть, что в основе авторитаризма лежат некоторые фундаментальные психологические механизмы, которые вновь и вновь
приводят к возникновению этого феномена.
В частности, существует зависимость между типом семейного воспитания и проявлением авторитарности.
Таким образом, как собственно психологические, так и идеологические составляющие авторитарной личности оказываются связанными с проявлением нетерпимости к инакомыслию, неприятием плюрализма, делением людей на “своих” и “чужих”.
Авторитарная личность обычно противопоставляется так называемой демократической личности, которая отличается прямо противоположным 9 Ас1гопо Т.\У., Ргспеке1-Вгип$жПс Е„ Ьеуш&оп Ц., 5апГог<1 К.И.
ТЬе АшЬогйалап РегеопаПгу.
Ы.У., Нагрет.
1950.
Р.
104 10 См.: ЕскЬаЫ \У.
Аи1Ьоп1апап»«п//РоНаса] Р$усЬо1о5у, 1991.
УЫ.
12.12.
N Г.
Р.
100 11 ЯокеасЬ М.
ТЬе Ореп ат! ТЬе С1о$е<1 Мт<1 Ь1.У., Ва.м& Воок.ч, 1960.
Р.
3.

[Back]