Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 25]

25 теоретических размышлениях.
В проблемных ситуациях обвиняет, скорее себя.
Стремится к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам.

Выражено стремление принадлежать к тем или иным общественным институтам, объединятся в организации, в этом она находит безопасность, защиту от постоянного беспокойства.
Предрассудки в отношении отдельных социальных групп соседствуют с высоким
"патриотизмом'’.
Отношение к порядку Такие качества, как стремление к порядку, чистоплотность, хорошие манеры, вежливость и
г.п.
не имеют столь большой ценности, как у интолерантной личности, а потому в целом отходят на второй план.
Выражено стремление к порядку' во всем.
Чересчур большое значение
придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости.
Особенно любит социальный порядок (в обществе в целом).
Отношение к власти, авторитету Ориентирована, прежде всего, на самодисциплину, считает ее
основой стабильной внешней дисциплины.
Примером великих людей чаще всего считает выдающихся ученых, артистов (в исследовании американских студентов были названы Эпштейн, Чаплин).
Предпочитает жить в демократическом обществе Очень значима общественная иерархия; Чрезвычайно ценит внешнюю дисциплину.
В качестве примера великих людей называют лидеров, имевших власть и контроль над другими (американские студенты называли Наполеона, Бисмарка).
Устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью.
В целом испытывает потребность в сильной власти.

Что же лежит в основе этих типов поведения, или, иными словами, каковы глубинные механизмы толерантности?
Можно согласиться с мнением В.В.
Глебкина о целесообразности использования идеи понимания, характерной для русской культурной традиции.
На наш взгляд, эта идея чрезвычайно плодотворна потому, что
песет глубокую смысловую нагрузку.
Действительно, когда человек заинтересован в терпимом отношении к другому? Да, прежде всего, тогда, когда он воспринимает самого себя как принципиально незавершенное существо, открытое опыту другого, как существо, воспринимающее этот опыт в качестве значимого фактора для познания собственной сущности.
Это восприятие самого себя как не самодостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта как раз и составляет основу для понимания и принятия другого,
[стр. 26]

26 Таблица 1.
Черты толерантной и интолерантной личности: сравнительный анализ.
Качество Толерантная личность Интолерантная личность Знаниеосебе самой Знает свои достоинства и недостатки, открыта опыту других людей.
Критично относится к себе, “Я-идеальное” и “Яреалыюе” значительно различаются, но при этом во всех своих бедах нс стремится обвинить окружающих.
1 ^удовлетворенность собой создает основу для саморазвития.
Представление о собственной исключительности.
У себя замечает больше достоинств, чем недостатков.
“Я-идеальное” и “Я-реальнос” практически совпадают.
В своих проблемах чаще склонна обвинять окружающих, в том числе институты власти и общество в целом.
Социальная чувствительность Оценивает других людей, как правило, адекватно.
Способна к эмпатии: проявлению сочувствия, сострадания, сопереживания; способна разделить ощущения и настроения другого человека на основе умения поставить себя на его место.
Оценивает других, исходя из собственных представлений об идеальном человеке, поэтому оцениваемые люди выглядят более интолерантными, чем на самом деле.
Эмпатия носит избирательный характер.
Ответственность Не перекладывает ответственность на других, несет ее сама.
Считает, что се судьба зависит от нее самой.
Считает, что события от нес нс зависят, что она нс властна над судьбой.
Отсюда стремление снять с себя ответственность, во всем обвинить других.
Эти представления являются основой для формирования предрассудков в отношении других социальных групп: не я ненавижу их и причиняю им вред; это они ненавидят и причиняют мне вред Потребностьв определенности Нет четко выраженной потребности расставить все точки над и Признает мир в его многообразии.
Готова выслушать и обсудить любую точку зрения.
Мир делит на две части: черное белое, не признает полутонов.
Людей также делит на два сорта: положительные и отрицательные.
Во взаимодействии с другими группами исходит из разделения на “своих” и “чужих".
Не может относиться к чему-либо нейтрально, все происходящее либо одобряет, либо нет.
Тип ориентации Ориентирована преимущественно на себя в работе, творчестве, теоретических размышлениях.
В проблемных ситуациях обвиняет, скорее себя.
Стремится к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам.

Ориентирована преимущественно на других.
Выражено стремление принадлежать к тем или иным общественным институтам, объединятся в организации, в этом она находит безопасность, защиту от постоянного беспокойства.
Предрассудки в отношении отдельных социальных групп соседствуют с высоким
“патриотизмом”.
Отношение кпорядку Такие качества, как стремление к порядку, чистоплотность, хорошие манеры, вежливость и
т.п.
нс имеют столь большой ценности, как у интолерантной личности, а потому в целом отходят на второй план.
Выражено стремление к порядку во всем.
Чересчур большое значение
придаст чистоплотности, хорошим манерам, вежливости.
Особенно любит социальный порядок (в обществе в целом).
Отношениеквласти, авторитету Ориентирована, прежде всего, на самодисциплину, считает ее
основной стабильной внешней дисциплины.
Примером великих людей чаще всего считает выдающихся ученых, артистов (в исследовании американских студентов были названы Эпштейн, Чаплин).
Предпочитает жить в демократическом обществе Очень значима общественная иерархия.
Чрезвычайно ценит внешнюю дисциплину.
В качестве примера великих людей называют лидеров, имевших власть и контроль над другими (американские студенты называли Наполеона.
Бисмарка).
Устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью.
В целом испытывает потребность в сильной власти.


[стр.,27]

27 Что же лежит в основе этих типов поведения, или, иными словами, каковы глубинные механизмы толерантности ? Мы разделяем мнение В.13.
Глебкина о целесообразности использования идеи понимания, характерной для русской культурной традиции.
На наш взгляд, эта идея чрезвычайно плодотворна потому, что
несет глубокую смысловую нагрузку.
Действительно, когда человек заинтересован в терпимом отношении к другому? Да, прежде всего, тогда, когда он воспринимает самого себя какпринципиально незавершенное существо, открытое опыту другого, как существо, воспринимающее этот опыт в качестве значимого фактора для познания собственной сущности.
Это восприятие самого себя как не самодостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта как раз и составляет основу для понимания и принятия другого,
диалога с ним и поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях.
Искренняя заинтересованность в другом вот первооснова толерантного взаимодействия различных социальных субъектов.
На противоположном полюсе находится интолерантный тип сознания, в основе которого лежит представление о себе как о самодостаточном, завершенном субъекте (будь то отдельная личность или социальная группа).
Самодостаточность субъекта означает, что он не только не нуждается в чьемто опыте, но и активно проецирует собственные нормы и ценности на окружающий мир, оценивая остальных с позиций этих норм как определенного эталона.
При этом такое оценивание может осуществиться с двух позиций.
По определению В.В.
Глебкина12, это либо “агрессивная инголерантность” (и тогда человек, не вписывающийся в первичный эталон оценивающего расценивается как враг, с которым необходимо вести борьбу; примеры тому преследования еретиков, иноверцев, различные формы геноцида); либо “страдающая интолерантность” (в этом случае человек, не удовлетворяющий эталонным меркам, рассматривается как несчастный, которого надлежит облагодетельствовать; здесь на помощь “несчастному" См.: На пути к толерантному сознанию.
М..
2000.
С.9.

[Back]