26 диалога с ним и поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях. Искренняя заинтересованность в другом вот первооснова толерантного взаимодействия различных социальных субъектов. На противоположном полюсе находится интолерантный тип сознания, в основе которого лежит представление о себе как о самодостаточном, завершенном субъекте (будь то отдельная личность или социальная группа). Самодостаточность субъекта означает, что он не только не нуждается в чьем-то опыте, но и активно проецирует собственные нормы и ценности на окружающий мир, оценивая остальных с позиций этих норм как определенного эталона. При этом такое оценивание может осуществиться с двух позиций:7 это либо "агрессивная интолерантность" (и тогда человек, не вписывающийся в первичный эталон оценивающего расценивается как враг, с которым необходимо вести борьбу; примеры тому преследования еретиков, иноверцев, различные формы геноцида); либо "страдающая интолерантность" (в этом случае человек, не удовлетворяющий эталонным меркам, рассматривается как несчастный, которого надлежит облагодетельствовать; здесь на помощь "несчастному" приходят различного рода миссионеры — от религиозных и социальных, с их утопическими проектами переустройства общества, до озабоченных родителей, хорошо знающих, что надо их ребенку для полного счастья). Таким образом, корни интолераптности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере "страдающей интолераптности"), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени. Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление инерции, а точнее, иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен. Главная задача состоит в том, чтобы, во-первых, показать 7См.: На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.9. |
27 Что же лежит в основе этих типов поведения, или, иными словами, каковы глубинные механизмы толерантности ? Мы разделяем мнение В.13. Глебкина о целесообразности использования идеи понимания, характерной для русской культурной традиции. На наш взгляд, эта идея чрезвычайно плодотворна потому, что несет глубокую смысловую нагрузку. Действительно, когда человек заинтересован в терпимом отношении к другому? Да, прежде всего, тогда, когда он воспринимает самого себя какпринципиально незавершенное существо, открытое опыту другого, как существо, воспринимающее этот опыт в качестве значимого фактора для познания собственной сущности. Это восприятие самого себя как не самодостаточного субъекта в сочетании с признанием значимости чужого опыта как раз и составляет основу для понимания и принятия другого, диалога с ним и поиска взаимоприемлемых решений в самых сложных ситуациях. Искренняя заинтересованность в другом вот первооснова толерантного взаимодействия различных социальных субъектов. На противоположном полюсе находится интолерантный тип сознания, в основе которого лежит представление о себе как о самодостаточном, завершенном субъекте (будь то отдельная личность или социальная группа). Самодостаточность субъекта означает, что он не только не нуждается в чьемто опыте, но и активно проецирует собственные нормы и ценности на окружающий мир, оценивая остальных с позиций этих норм как определенного эталона. При этом такое оценивание может осуществиться с двух позиций. По определению В.В. Глебкина12, это либо “агрессивная инголерантность” (и тогда человек, не вписывающийся в первичный эталон оценивающего расценивается как враг, с которым необходимо вести борьбу; примеры тому преследования еретиков, иноверцев, различные формы геноцида); либо “страдающая интолерантность” (в этом случае человек, не удовлетворяющий эталонным меркам, рассматривается как несчастный, которого надлежит облагодетельствовать; здесь на помощь “несчастному" См.: На пути к толерантному сознанию. М.. 2000. С.9. 28 приходят различного рода миссионеры от религиозных и социальных, с их утопическими проектами переустройства общества, до озабоченных родителей, хорошо знающих, что надо их ребенку для полного счастья). Таким образом, и в этом мы полностью согласны с В.В. Глебкиным, корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере “страдающей интолерантности”), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени. Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление инерции, а точнее, иллюзии очевидности того факта, *гто отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен. Главная задача состоит в том, чтобы, во-первых, показать социальному субъекту (отдельному человеку, социальной группе, общности), что его ценности и представления о мире не носят онтологического характера, а заданы его индивидуальной, а следовательно, ограниченной культурой. Во-вторых, «гго опыт другого (других) не просто интересен, а сущностно значим для осознания его собственной сущности, а значит, и для его саморазвития; наконец, в-третьих, что нет единственно верного знания, не допускающего никаких компромиссов, никакого плюрализма мнений. Иными словами, речь идет о формировании новой познавательной парадигмы, основанной на идее множественности мировоззренческих систем, дополняющих друг друга и представляющих для взаимодействующих социальных субъектов непосредственный интерес. Это и есть первооснова становления толерантного сознания в обществе. Как мы видим, идея понимания, включенная в систему субъект субъектного взаимодействия, позволяет на деле перевесги отношения партнеров в плоскость реального равенства их позиций и тем самым обеспечить 46 субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них. Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов. Сказанное позволяет заключить, что толерантность это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия. Корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере “страдающей интолерантности”), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени. Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен. Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности. На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта. Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов. |