Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 28]

28 иначе сопряженных с интересующей нас категорией и используемых в современной этнологии.
Само понятие этническая толерантность — это выражение одного из аспектов
толерантности как социального явления.
Можно говорить также о политической, религиозной, идеологической, педагогической толерантности, рассматривая ее при этом как на уровне отдельной личности, так и на уровне отдельных общностей, больших и малых групп людей или целых государств.
Этнический аспект толерантности актуален практически для любого общества, ибо социальные отношения не существуют вне этнокультурных особенностей людей.
Особое место среди разнообразных общностей — по значимости в культуре и по устойчивости в истории — занимают общности, именуемые в научной литературе этносами.
В отечественной этнологии широко используется определение этого понятия, данное Ю.В.
Бромлеем:
этнос это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общим языком и культурой, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме).
Данное определение показывает, что термином
"этнос" характеризуются общности людей, объединенных едиными идентификационными признаками, традиционно передаваемыми из поколения в поколение.
Формирование этносов представляет собой длительный исторический процесс, определяющую роль в котором играет целая группа факторов: общность территории, язык, культура, этническое самосознание.
Общность территории
создаст условия для сосуществования людей и содействует самовоспроизводству этноса, обеспечивая различные взаимосвязи между его частями.
Природные условия общей территории находят выражение в общих особенностях хозяйственной деятельности, культуры, быта и нормативных систем.
Со временем этническая территория
8 8 См.: Садохин А.П.
Этнология: Учебник.
М: Гардарики, 2001.
С.85.
[стр. 29]

29 стабильность их мирных отношений, что весьма важно для социального регулирования в сфере межнациональных отношений.
Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности.
На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта.
Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.
Предполагаемые позиции могут быть положены в основу анализа феномена этнической толерантности.
При этом все параметры толерантности должны быть истолкованы с учетом специфики межэтнических отношений.
Последнее потребует сопутствующего объяснения основных понятий, так или иначе сопряженных с интересующей нас категорией и используемых в современной этнологии.
Само понятие этническая толерантность — это выражение одного из аспектов
толерашиости как социального явления.
Можно говорить также о политической, религиозной, идеологической, педагогической толерантности, рассматривая ее при этом как на уровне отдельной личности, так и на уровне отдельных общностей, больших и малых групп людей или целых государств.
Этнический аспект толерантности актуален практически для любого общества, ибо социальные отношения не существуют вне этнокультурных особенностей людей.
Особое место среди разнообразных общностей — по значимости в культуре и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в научной литературе этносами.
В отечественной этнологии широко используется определение этого понятия, данное Ю.В.
Бромлеем :


[стр.,30]

этнос это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общим языком и культурой, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме)13.
Данное определение показывает, что термином
“этнос” характеризуются общности людей, объединенных едиными идентификационными признаками, традиционно передаваемыми из поколения в поколение.
Формирование этносов представляет собой длительный исторический процесс, определяющую роль в котором играет целая группа факторов: общность территории, язык, культура, этническое самосознание.
Общность территории
создает условия для сосуществования людей и содействует самовоспроизводству этноса, обеспечивая различные взаимосвязи между его частями.
Природные условия общей территории находят выражение в общих особенностях хозяйственной деятельности, культуры, быта и нормативных систем.
Со временем этническая территория
становится основой формирования этнического самосознания, этнической идентичности.
Правда, истории известно много примеров, когда территориально разобщенные группы этноса длительное время сохраняют свои специфические черты в области культуры и собственный этноним.
Язык выступает не только условием формирования этноса, но и итогом этногенеза.
Последнее особенно очевидно, когда формирование этноса происходит путем интеграции отдельных этнических групп.
В данном случае язык выступает как символ этнической принадлежности.
В процессе формирования любого этноса большое значение имеют специфические компоненты его материальной и духовной культуры.
Это, прежде всего, такие явления культуры, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, нормы поведения т.п.
}Садохин А.П.
Этнология: Учебник.
М.: Гардарики, 2001.
С.85.

[Back]