Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 30]

30 может быть позитивной либо негативной.
Исследователи межнациональных отношений уделяют феномену этнической идентичности достаточно большое внимание: анализируется его содержание, структура, функциональная роль в процессе становления толерантного сознания личности.
Восходит это понятие к более общей категории — идентичность, которая представляет собой результат перенесения субъектом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, имеющих важное значение в данных условиях.
Идентификация является основой подражания — свободного выбора субъектом тех качеств,
которыми он хотел бы обладать.
Определяющим фактором процесса идентификации выступают те социальные группы, принадлежность к которым для человека значима.
Как существу социальному, человеку свойственно искать подтверждение своей групповой принадлежности.
Происходит это в ходе сравнения своей группы с другими.
При этом естественным является стремление представить свою группу в благоприятном свете.
Этническая идентичность является разновидностью социальнопсихологической идентичности личности.
Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной; каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе.
Этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.
При этом, как верно отмечает А.П.
Садохин, этническая идентичность
"удовлетворяет, с одной стороны, потребность человека в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите"9.
Сегодня самобытность, своеобразие начинают занимать достаточно высокое место в иерархии современных жизненных ценностей.
Через принадлежность к этнической группе индивид приобретает возможность выделиться и тем самым повысить свой статус.
Этническая идентичность — это осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, своей тождественности с ним и
9 См.: Садохин А.П.
Этнология.
М., 2001.
С.

132.
[стр. 31]

Культурное единство этнических общностей, в свою очередь, всегда дополняется особенностями их психики, проявляющихся, в частности, в оттенках характеров людей, специфике ценностных ориентаций, вкусов, предпочтений и т.п.
В конечном счете, этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особым объединением людей, отличая, дифференцируя себя от других аналогичных общностей.
Это осознание своего группового единства принято называть этническим самосознанием, внешним выражением которого является самоназвание (этноним).
Этническое самосознание интегративный показатель этноса, основывающийся на представлениях людей об общности территорий, общности происхождения и исторических судьбах составляющих его людей.
В современном русском языке описанному пониманию термина “этнос** в известной мере соответствует понятие “народ**.
В системе межэтнических отношений каждый социальный субъект (индивид или группа) занимает определенную (более или менее осознанную) позицию, которая выражается в степени его этнической толерантности.
Важнейшим фактором, влияющим на характер этой позиции, а, следовательно, на формирование установок толерантного сознания и поведения, является этническая идентичность социального субъекта, которая может быть позитивной либо негативной.
Исследователи межнациональных отношений уделяют феномену этнической идентичности достаточно большое внимание: анализируется его содержание, структура, функциональная роль в процессе становления толерантного сознания личности.
Восходит это понятие к более общей категории — идентичность, которая представляет собой результат перенесения субъектом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, имеющих важное значение в данных условиях14.
Идентификация является основой подражания свободного выбора субъектом тех качеств,
14 См.: Садохин А.П.
Этнология.
М., 2001.
С.

131

[стр.,32]

которыми он хотел бы обладать.
Определяющим фактором процесса идентификации выступают те социальные группы, принадлежность к которым для человека значима.
Как существу социальному, человеку свойственно искать подтверждение своей групповой принадлежности.
Происходит это в ходе сравнения своей группы с другими.
При этом естественным является стремление представить свою группу в благоприятном свете.
Этническая идентичность является разновидностью социальнопсихологической идентичности личности.
Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной; каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе.
Этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.
При этом, как верно отмечает А.П.
Садохин, этническая идентичность
“удовлетворяет, с одной стороны, потребность человека в самобытности и независимости от других людей, с другой потребность в принадлежности к группе и защите”15.
Сегодня самобытность, своеобразие начинают занимать достаточно высокое место в иерархии современных жизненных ценностей.
Через принадлежность к этнической группе индивид приобретает возможность выделиться и тем самым повысить свой статус.
Этническая идентичность это осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, своей тождественности с ним и
одновременно его оценка16.
Оценка своей этнической общности указывает на значимость членства в ней.
Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических установках (аттитюдах).
Позитивные этнические установки включают: удовлетворенность членством в данной общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа, стремление поддерживать его национальные 15 См.: Садохин А.П.
Этнология.
М..
2001.
С.
132
16 См.: Малхозова Ф.М.
Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе.
Автореферат канд.
дисс.
М., 1999.
С.
11-12.

[Back]