31 одновременно его оценка10. Оценка своей этнической общности указывает на значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических установках (аттитюдах). Позитивные этнические установки включают: удовлетворенность членством в данной общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа, стремление поддерживать его национальные традиции. Все это фиксируется понятием "позитивный автостереотип". Позитивная этническая идентичность способствует повышению собственной самооценки личности и одновременно рождает у нее желание еще более повысить престиж и статус своей этнической группы. Негативные установки в отношении к своему этносу выражаются понятием "отрицательный автостереотип" и включают нежелание принадлежать к своей национальной общности, чувство униженности, предпочтение других этнических групп в качестве референтных и значимых. Важно подчеркнуть, что основой этнической толерантности является именно позитивная этническая идентичность. Еще исследование Д. Берри и М. Плизента 1984 года показало, что только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и готовность к совместной деятельности. Позитивный автостереотип, как правило, соседствует у человека с наличием позитивных этнических гетеростереотипов, т.с. положительным отношением к инокультурным группам. Угроза позитивной идентичности может привести к появлению этноцентризма, от которого один шаг к негативному восприятию иной этнической культуры при сверхпозитивном отношении к собственной (это доказали исследования Лебедевой 1993, 1997 годов, а также исследование Левкович и Андрущак 1995 года). Не менее опасно для формирования толерантности в обществе и распространение отрицательных автостереотипов. Низкий национальный 10См.: Мапхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе. Автореферат канд. дисс. М., 1999. С. 11-12. |
которыми он хотел бы обладать. Определяющим фактором процесса идентификации выступают те социальные группы, принадлежность к которым для человека значима. Как существу социальному, человеку свойственно искать подтверждение своей групповой принадлежности. Происходит это в ходе сравнения своей группы с другими. При этом естественным является стремление представить свою группу в благоприятном свете. Этническая идентичность является разновидностью социальнопсихологической идентичности личности. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной; каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. При этом, как верно отмечает А.П. Садохин, этническая идентичность “удовлетворяет, с одной стороны, потребность человека в самобытности и независимости от других людей, с другой потребность в принадлежности к группе и защите”15. Сегодня самобытность, своеобразие начинают занимать достаточно высокое место в иерархии современных жизненных ценностей. Через принадлежность к этнической группе индивид приобретает возможность выделиться и тем самым повысить свой статус. Этническая идентичность это осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, своей тождественности с ним и одновременно его оценка16. Оценка своей этнической общности указывает на значимость членства в ней. Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических установках (аттитюдах). Позитивные этнические установки включают: удовлетворенность членством в данной общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа, стремление поддерживать его национальные 15 См.: Садохин А.П. Этнология. М.. 2001. С. 132 16 См.: Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе. Автореферат канд. дисс. М., 1999. С. 11-12. 33 традиции. Все это фиксируется понятием “позитивный автостереотип”. Позитивная этническая идентичность способствует повышению собственной самооценки личности и одновременно рождает у нее желание еще более повысить престиж и статус своей этнической группы. Негативные установки в отношении к своему этносу выражаются понятием “отрицательный автостереотип” и включают нежелание принадлежать к своей национальной общности, чувство униженности, предпочтение других этнических групп в качестве референтных и значимых. Важно подчеркнуть, что основой этнической толерантности является именно позитивная этническая идентичность. Еще исследование Д. Берри и М. Плизента 1984 года показало, что только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и готовность к совместной деятельности. Позитивный автостереотип, как правило, соседствует у человека с наличием позитивных этнических гетеростереотипов, т.е. положительным отношением к инокультурным группам. Угроза позитивной идентичности может привести к появлению этноцентризма, от которого — один шаг к негативному восприятию иной этнической культуры при сверхпозитивном отношении к собственной (это доказали исследования Лебедевой 1993, 1997 годов, а также исследование Левкович и Андрущак 1995 года). Не менее опасно для формирования толерантности в обществе и распроегранение отрицательных автостереотипов. Низкий национальный статус тесно связан с чувством национальной ущсмленности, что, в свою очередь, нередко порождает стремление переложить ответственность за это на представителей других национальных групп. Исследования последних десятилетий, проведенные в различных регионах России, фиксируют противоречивость ряда этнических автостереотипов в современном российском обществе. В частности, это характерно для русского этноса крупнейшей этнической общности страны. |