Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 32]

32 статус тесно связан с чувством национальной ущемленности, что, в свою очередь, нередко порождает стремление переложить ответственность за это на представителей других национальных групп.
Исследования последних десятилетий, проведенные в различных регионах России, фиксируют противоречивость ряда этнических автостереотипов в современном российском обществе.
В частности, это характерно для русского этноса крупнейшей этнической общности страны.

Например, Г.А.Станчинский отмечает, что у русских, наряду с представлениями о
"русской идее", "великой державе", "многонациональной стране", соседствует самоуничижение: "мы — азиаты, а не европейцы"11.
Он же приводит данные опроса З.В.Сикевич, проведенного в 1992 г.
среди петербургских старшеклассников.
Согласно полученным результатам, более трети школьников (38,7%) хотели бы родиться
"не русскими", а американцами, французами, англичанами, японцами.
Исследование В.Ф.Петренко, О.В.Митиной и др., изучавших этнические стереотипы московских, смоленских и петербургских студентов, позволило воссоздать достаточно полный образ
"типичного русского" глазами самих русских респондентов.
Хотя за русскими признаются открытость, миролюбие, смелость, энергичность, в целом русский этнос не воспринимается в ряду наиболее цивилизованных народов.
По мнению студентов, для него более чем традиции строгости, характерны традиции вседозволенности (склонность к алкоголизму, известная сексуальная распущенность), простоватость, невысокая в целом образованность, привычка к тяжелым условиям существования, безропотное восприятие постоянно появляющихся
трудностей12.
Мы согласны с мнением Г.Л.Станчинского о том, что "проявление национального самоотрицания вызвано как традиционными чертами русского национального характера, описанными Ф.М.
Достоевским, Н.А, Бердяевым, С.Н, Булгаковым и другими *
12 " См.: Станчинский Г.А.
Теоретические основы этнической педагогики.

Лвторсф.
докт.
дисс.
СПб, 1998.
С.34.
12 См.: Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости.
М.:Смысл,
2000.
С.
41-49.
[стр. 33]

33 традиции.
Все это фиксируется понятием “позитивный автостереотип”.
Позитивная этническая идентичность способствует повышению собственной самооценки личности и одновременно рождает у нее желание еще более повысить престиж и статус своей этнической группы.
Негативные установки в отношении к своему этносу выражаются понятием “отрицательный автостереотип” и включают нежелание принадлежать к своей национальной общности, чувство униженности, предпочтение других этнических групп в качестве референтных и значимых.
Важно подчеркнуть, что основой этнической толерантности является именно позитивная этническая идентичность.
Еще исследование Д.
Берри и М.
Плизента 1984 года показало, что только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и готовность к совместной деятельности.
Позитивный автостереотип, как правило, соседствует у человека с наличием позитивных этнических гетеростереотипов, т.е.
положительным отношением к инокультурным группам.
Угроза позитивной идентичности может привести к появлению этноцентризма, от которого — один шаг к негативному восприятию иной этнической культуры при сверхпозитивном отношении к собственной (это доказали исследования Лебедевой 1993, 1997 годов, а также исследование Левкович и Андрущак 1995 года).
Не менее опасно для формирования толерантности в обществе и распроегранение отрицательных автостереотипов.
Низкий национальный статус тесно связан с чувством национальной ущсмленности, что, в свою очередь, нередко порождает стремление переложить ответственность за это на представителей других национальных групп.
Исследования последних десятилетий, проведенные в различных регионах России, фиксируют противоречивость ряда этнических автостереотипов в современном российском обществе.
В частности, это характерно для русского этноса крупнейшей этнической общности страны.


[стр.,34]

Например, Г.А.Станчинский отмечает, что у русских, наряду с представлениями о “русской идее”, “великой державе”, “многонациональной стране”, соседствует самоуничижение: “мы азиаты, а не европейцы”17.
Он же приводит данные опроса З.В.Сикевич, проведенного в 1992 г.
среди петербургских старшеклассников.
Согласно полученным результатам, более трети школьников (38,7%) хотели бы родиться
“не русскими”, а американцами, французами, англичанами, японцами.
Исследование В.Ф.Петренко, О.В.Митиной и др., изучавших этнические стереотипы московских, смоленских и петербургских студентов, позволило воссоздать достаточно полный образ
“типичного русского” глазами самих русских респондентов.
Хотя за русскими признаются открытость, миролюбие, смелость, энергичность, в целом русский этнос не воспринимается в ряду наиболее цивилизованных народов.
По мнению студентов, для него более чем традиции строгости, характерны традиции вседозволенности (склонность к алкоголизму, известная сексуальная распущенность), простоватость, невысокая в целом образованность, привычка к тяжелым условиям существования, безропотное восприятие постоянно появляющихся
трудностей.18 Мы согласны с мнением Г.А.Станчинского о том, что “проявление национального самоотрицания вызвано как традиционными чертами русского национального характера, описанными Ф.М.
Достоевским, Н.А, Бердяевым, С.Н, Булгаковым и другими
отечественными мыслителями, так и реальными политическими и экономическими деструкциями в управлении обществом”.19 Однако каковы бы ни были причины этого, в современных условиях явно наметилась тенденция к формированию у молодого поколения выраженного отрицательного автостереотипа русского этноса.
В данной 17 См.: Станчинский Г.А.
Теоретические основы этнической педагогики.

Автореф.
Докт.
Дисс.
СПб, 1998.
С.
34 19 См.: Психосемантичсский анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости.
М.: Смысл.
2000.
С.
41-49
19 См.: Станчинский Г.А.
Теоретические основы этнической педагогики.
Автореф.
Докт.
Дисс.
СПб, 1998.
С.


[стр.,76]

неравным географическим положением различных этносов.
В самом невыгодном положении оказались те из них, которые территориально находились в регионах с крайне неблагоприятными климатическими условиями, бедными почвами.
На фоне царившей десятилетиями жесткой централизации, отсутствия институтов демократического общества, самой понятной и легкодоступной основой коллективного действия стало так называемое национальное движение в его этническом варианте.
Существует целый ряд объективных и субъективных обстоятельств, способствовавших в 90-х годах резкой активизации национальных движений и распаду СССР как единого многонационального государства41.
Во-первых, это сам факт крушения командно-административной системы, в рамках которой долгие годы осуществлялось централизованное политическое и экономическое управление многонациональной и многоконфессиональной страной, подкрепленное господством моноидеологии.
Во-вторых, это введение многопартийности, повлекшее за собой идеологический плюрализм.
Появление столь необычных для страны феноменов привело, в свою очередь, как к ослаблению стабилизирующей роли КПСС в обществе, так и к разрушению централизованной государственной вертикали власти.
В результате оказались разорванными и политические, и идеологические скрепы, связывавшие многонациональное государство в единое целое.
Третьим фактором стало появление в республиках национальных элит, заинтересованных в гораздо большей, чем это допускалось в рамках СССР, экономической и политической независимости от Центра.
Наметившееся дистанцирование поддержала и национальная интеллигенция, заинтересованная в приоритетном развитии национальной культуры и, прежде всего, национального языка.
В результате сложилась ситуация, когда 41 См.
об этом подробнее в кн.: Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости.
М.:
Смысл,2000.
С.5-8.

[Back]