33 отечественными мыслителями, так и реальными политическими и экономическими деструкциями в управлении обществом"13. Однако каковы бы ни были причины этого, в современных условиях явно наметилась тенденция к формированию у молодого поколения выраженного отрицательного автостереотипа русского этноса. В данной ситуации как никогда актуальны слова Н.М. Карамзина: "Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Не говорю, чтобы любовь к Отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше. Но русский народ должен знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы нас просвещённее, ибо обстоятельства были для них счастливее. Но станем смело в ряду с другими народами, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостью». Негативные последствия распространения в обществе отрицательных автостереотипов выражаются двояким образом. Во-первых, к народу, негативно воспринимающему самого себя, и другие этносы часто настроены скептически и даже пренебрежительно (достаточно вспомнить отношение к русским в Прибалтике, на Украине). Во-вторых, негативное или противоречивое восприятие собственного народа часто является предпосылкой отрицательного отношения и к другим, инокультуршим, группам, на которые возлагается ответственность за собственную национальную неудовлетворенность. Причем эти последствия особенно значительны, когда речь идет о крупных этносах, составляющих основную часть населения многонациональной страны. Заметим, что в последние десятилетия усилилась активность этнодифференцирующих и этноидентификационных процессов в связи с усилением миграций. Анализ современных миграционных тенденций показывает, что во многих странах мира давно стало нормой увеличение потока мигрантов из менее развитых в более развитые в экономическом отношении регионы. 15 См.: Станчинский Г.А. Указ, произв. С.34. |
Например, Г.А.Станчинский отмечает, что у русских, наряду с представлениями о “русской идее”, “великой державе”, “многонациональной стране”, соседствует самоуничижение: “мы азиаты, а не европейцы”17. Он же приводит данные опроса З.В.Сикевич, проведенного в 1992 г. среди петербургских старшеклассников. Согласно полученным результатам, более трети школьников (38,7%) хотели бы родиться “не русскими”, а американцами, французами, англичанами, японцами. Исследование В.Ф.Петренко, О.В.Митиной и др., изучавших этнические стереотипы московских, смоленских и петербургских студентов, позволило воссоздать достаточно полный образ “типичного русского” глазами самих русских респондентов. Хотя за русскими признаются открытость, миролюбие, смелость, энергичность, в целом русский этнос не воспринимается в ряду наиболее цивилизованных народов. По мнению студентов, для него более чем традиции строгости, характерны традиции вседозволенности (склонность к алкоголизму, известная сексуальная распущенность), простоватость, невысокая в целом образованность, привычка к тяжелым условиям существования, безропотное восприятие постоянно появляющихся трудностей.18 Мы согласны с мнением Г.А.Станчинского о том, что “проявление национального самоотрицания вызвано как традиционными чертами русского национального характера, описанными Ф.М. Достоевским, Н.А, Бердяевым, С.Н, Булгаковым и другими отечественными мыслителями, так и реальными политическими и экономическими деструкциями в управлении обществом”.19 Однако каковы бы ни были причины этого, в современных условиях явно наметилась тенденция к формированию у молодого поколения выраженного отрицательного автостереотипа русского этноса. В данной 17 См.: Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Автореф. Докт. Дисс. СПб, 1998. С. 34 19 См.: Психосемантичсский анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл. 2000. С. 41-49 19 См.: Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Автореф. Докт. Дисс. СПб, 1998. С. ситуации, как никогда, актуальны слова Н.М. Карамзина: “Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Не говорю, чтобы любовь к Отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше. Но русский народ должен знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы нас просвещённее, ибо обстоятельства были для них счастливее. Но станем смело в ряду с другими народами, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостью”. Негативные последствия распространения в обществе отрицательных автостереотипов выражаются двояким образом. Во-первых, к народу, негативно воспринимающему самого себя, и другие этносы часто настроены скептически и даже пренебрежительно (достаточно вспомнить отношение к русским в Прибалтике, на Украине). Во-вторых, негативное или противоречивое восприятие собственного народа часто является предпосылкой отрицательного отношения и к другим, инокультурным, группам, на которые возлагается ответственность за собственную национальную неудовлетворенность. Причем эти последствия особенно значительны, когда речь идет о крупных этносах, составляющих основную часть населения многонациональной страны. Заметим, что в последние десятилетия усилилась активность этнодифференцирующих и этноидентификационных процессов в связи с усилением миграций. Анализ современных миграционных тенденций показывает, что во многих странах мира давно стало нормой увеличение потока мигрантов из менее развитых в более развитые в экономическом отношении регионы. Неизбежным результатом этого становится возрастание полиэтничности крупных городов. То же самое происходит сегодня и в России. Отсюда совершенно очевидно, что для сохранения самобытности России необходимо сформировать массовое осознание того, что мы живем в многонациональном и многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой |