Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 34]

34 Неизбежным результатом этого становится возрастание полиэтничности крупных городов.
То же самое происходит сегодня и в России.
Отсюда совершенно очевидно, что для сохранения самобытности России необходимо сформировать массовое осознание того, что мы живем в многонациональном и многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой
язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет "своих” и "чужих".
Для Северного Кавказа с его многонациональным составом и примерно одинаковым количеством исповедующих ислам и христианство особо важным является распространение толерантности как в отношении всех этнических групп, так и в отношении различных религий, носителями которых являются проживающие здесь народы.
Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого полиэтнического социума возможно лишь в том случае, если
эти установки прививать ребенку с малых лет.
Речь идет о необходимости формирования у личности и социальных групп определенного этнического менталитета, включающего
толерантность как системообразующую характеристику.
Что же входит в понятие этнический менталитет личности? В нем можно выделить два основных компонента: содержательный и операциональный.
Содержательный компонент включает: систему ценностей человека в сфере межэтнических отношений, его взгляды, чувства, оценки, набор этнических стереотипов, детерминирующих определенный тип поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Операциональный компонент составляют стиль мышления и направленность сознания личности в отношении других этносов.
Этот компонент характеризует человека с точки зрения его умения мыслить, и показывает, насколько он динамичен в своих взглядах, способен ли выходить за пределы сложившихся стереотипов, однозначны либо многоплановы его суждения, в каких тонах он предпочитает делать те или иные оценки.
В современных условиях важнейшей составной частью этнического менталитета личности должна стать этническая толерантность.
В
[стр. 35]

ситуации, как никогда, актуальны слова Н.М.
Карамзина: “Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве.
Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут...
Не говорю, чтобы любовь к Отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше.
Но русский народ должен знать цену свою.
Согласимся, что некоторые народы нас просвещённее, ибо обстоятельства были для них счастливее.
Но станем смело в ряду с другими народами, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостью”.
Негативные последствия распространения в обществе отрицательных автостереотипов выражаются двояким образом.
Во-первых, к народу, негативно воспринимающему самого себя, и другие этносы часто настроены скептически и даже пренебрежительно (достаточно вспомнить отношение к русским в Прибалтике, на Украине).
Во-вторых, негативное или противоречивое восприятие собственного народа часто является предпосылкой отрицательного отношения и к другим, инокультурным, группам, на которые возлагается ответственность за собственную национальную неудовлетворенность.
Причем эти последствия особенно значительны, когда речь идет о крупных этносах, составляющих основную часть населения многонациональной страны.
Заметим, что в последние десятилетия усилилась активность этнодифференцирующих и этноидентификационных процессов в связи с усилением миграций.
Анализ современных миграционных тенденций показывает, что во многих странах мира давно стало нормой увеличение потока мигрантов из менее развитых в более развитые в экономическом отношении регионы.
Неизбежным результатом этого становится возрастание полиэтничности крупных городов.
То же самое происходит сегодня и в России.
Отсюда совершенно очевидно, что для сохранения самобытности России необходимо сформировать массовое осознание того, что мы живем в многонациональном и многоконфессиональном обществе, где каждая народность имеет свой


[стр.,36]

язык, веру, уклад, обычаи, менталитет, где все народности равны и интересны, где нет “своих” и “чужих”.
Для Урала с его многонациональным составом и примерно одинаковым количеством исповедующих ислам и христианство особо важным является распространение толерантности как в отношении всех этнических групп, так и в отношении различных религий, носителями которых являются проживающие здесь народы.
Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого полиэтнического социума возможно лишь в том случае, если эти установки прививать ребенку с малых лет.
Речь идет о необходимости формирования у личности и социальных групп определенного этнического менталитета, включающего
толерантноегь как системообразующую характеристику.
Что же входит в понятие этнический менталитет личности? В нем можно выделить два основных компонента: содержательный и операциональный.
Содержательный компонент включает: систему ценностей человека в сфере межэтнических отношений, его взгляды, чувства, оценки, набор этнических стереотипов, детерминирующих определенный тип поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Операциональный компонент составляют стиль мышления и направленность сознания личности в отношении других этносов.
Этот компонент характеризует человека с точки зрения его умения мыслить, и показывает, насколько он динамичен в своих взглядах, способен ли выходить за пределы сложившихся стереотипов, однозначны либо многоплановы его суждения, в каких тонах он предпочитает делать те или иные оценки.
В современных условиях важнейшей составной частью этнического менталитета личности должна стать этническая толерантность.
В
соответствии с вышеназванными компонентами, этнический менталитет толерантного типа включает: систему ценностей, взглядов, стереотипов демократического толка.


[стр.,47]

47 * Предполагаемые позиции могут быть положены в основу анализа феномена этнической толерантности.
При этом все параметры толерантности должны быть истолкованы с учетом специфики межэтнических отношений.
Само понятие этническая толерантность это выражение одного из аспектов толерантности как социального явления.
Основой этнической толерантности выступает позитивная этническая идентичность.
Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого полиэтнического социума возможно лишь в том случае, если
соответствующие установки прививать с самого раннего возраста.
Речь идет о необходимости формирования у личности и социальных групп определенного этнического менталитета, включающего толерантность как системообразующую характеристику.

Анализу механизма формирования этнической толерантности посвящен следующий параграф.
♦ ♦

[Back]