35 соответствии с вышеназванными компонентами, этнический менталитет толерантного типа включает: систему ценностей, взглядов, стереотипов демократического толка, базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Структурные блоки этнического менталитета личности могут быть положены в основу целенаправленной работы с детьми, подростками, молодежью, взрослыми по формированию у них толерантного сознания. Однако очевидно, что от знаний о предпочтительности толерантного поведения до реального толерантного взаимодействия социальных субъектов весьма значительное расстояние. И здесь огромная роль принадлежит стереотипам сознания и поведения. Дело в том, что нельзя заставить человека быть терпимым, миролюбивым, как нельзя и убедить его вести толерантный образ жизни. Человек может внимательно выслушать наши рассуждения о пользе толерантности и даже согласиться с определенными доводами, но в ситуации, требующей не рассуждения, а действия, он (осознанно или неосознанно) будет воспроизводить привычные ему модели поведения. Следовательно, чтобы научить человека быть толерантным, необходимо не только сообщить ему определенный объем знаний о толерантности (се сущности, границах, принципах, условиях и способах осуществления), но и сформировать у него установку на толерантность. Последняя представляет собой "не столько рациональный, сколько волевой акт и проявляется в действии, а не в абстрактном рассуждении на тему" миролюбия. Установка это состояние готовности, предрасположенности человека к определенному действию в определенной ситуации. Социальные установки имеют сложную структуру и содержат смысловые (когнитивные), эмоциональные и поведенческие (собственно готовность к действию) аспекты предрасположенности к поведению. При неоднократном повторении |
37 * базирующихся на признании принципа толерантности в межэтнических отношениях; • умение человека принимать людей с иной культурой, сознанием, традициями, психологическую готовность к взаимодействию с представителями других национальностей на основе терпимости и согласия. Структурные блоки этнического менталитета личности могут быть положены в основу целенаправленной работы с детьми, подростками, молодежью, взрослыми по формированию у них толерантного сознания. Однако очевидно, что от знаний о предпочтительности толерантного поведения до реального толерантного взаимодействия социальных субъектов весьма значительное расстояние. И здесь огромная роль принадлежит стереотипам сознания и поведения. Дело в том, что нельзя заставить человека быть терпимым, миролюбивым, как нельзя и убедить его вести толерантный образ жизни. Совершенно прав В.В.Глебкин,20 говоря о том, что человек может внимательно выслушать наши рассуждения о пользе толерантности и даже согласиться с определенными доводами, но в ситуации, требующей не рассуждения, а действия, он (осознанно или неосознанно) будет воспроизводить привычные ему модели поведения. Следовательно, чтобы научить человека быть толерантным, необходимо не только сообщить ему определенный объем знаний о толерантности (се сущности, границах, принципах, условиях и способах осуществления), но и сформировать у него установку на толерантность. Последняя представляет собой “не столько рациональный, сколько волевой акт и проявляется в действии, а не в абстрактном рассуждении на тему” миролюбия. Установка это состояние готовности, предрасположенности человека к определенному действию в определенной ситуации. Социальные установки имеют сложную структуру и содержат смысловые (когнитивные), 20 См.: На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 8-9 эмоциональные и поведенческие (собственно готовность к действию) аспекты предрасположенности к поведению. При неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, такая готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки. Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа. По сути дела, речь должна идти о том, чтобы толерантность стала стереотипом поведения социальных субъектов различного уровня. Между тем в массовом сознании сегодня пока еще преобладает представление о стереотипе как синониме ложного образа той или иной социальной группы, образа, связанного с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками. В соответствии с этим, считается, что в отношении стереотипа правомерно лишь одно — его преодоление, освобождение от него. Такое понимание данного понятия восходит своим содержанием к трактовке термина “социальный стереотип”, данной У. Липманом, который ввел его в 1922 году для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно различных социальных групп, представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов массовой культуры.21 22 Последующие, более поздние исследования показали универсальность стереотипов в жизни живой природы, общества и отдельного человека. Сегодня в научной литературе принята трактовка стереотипов как “устойчивых, схематически оформленных программ воспроизводства субъекта, фиксирующих устойчивость условий его существования и '>'> обеспечивающих приспособление к ним”. Без стереотипов ничто живое существовать не может. Стереотипность является всеобщим законом бытия как простейших, так и самых сложных организмов. 21 См.: Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. М., 1989. С.626 22 Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001. С.30 |