Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 36]

36 ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, такая готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки.
Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа.

По сути дела, речь должна идти о том, чтобы толерантность стала стереотипом поведения социальных субъектов различного уровня.
Между тем в массовом сознании сегодня пока еще преобладает представление о стереотипе как синониме ложного образа той или иной социальной группы, образа, связанного с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками.
В соответствии с этим, считается, что в отношении стереотипа правомерно лишь одно — его преодоление, освобождение от него.
Такое понимание данного понятия восходит своим содержанием к трактовке термина
"социальный стереотип", данной У.
Липманом, который ввел его в 1922 году для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно различных социальных групп, представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов массовой
культуры14.
Последующие, более поздние исследования показали универсальность стереотипов в жизни живой природы, общества и отдельного человека.
Сегодня в научной литературе принята трактовка стереотипов как
«устойчивых, схематически оформленных программ воспроизводства субъекта, фиксирующих устойчивость условий его существования и обеспечивающих приспособление к ним»15.
Без стереотипов ничто живое существовать не может.
Стереотипность является всеобщим законом бытия как простейших, так и самых сложных организмов.

В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, связанный с необходимостью схематизировать, упрощать реальную 14 См.: Философский энциклопедический словарь.
2-е издание.
М.: 1989.
С.626.

15 Меренков А.В.
Социология стереотипов.
— Екатеринбург, 2001.

С.ЗО.
[стр. 38]

эмоциональные и поведенческие (собственно готовность к действию) аспекты предрасположенности к поведению.
При неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, такая готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки.
Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа.
По сути дела, речь должна идти о том, чтобы толерантность стала стереотипом поведения социальных субъектов различного уровня.
Между тем в массовом сознании сегодня пока еще преобладает представление о стереотипе как синониме ложного образа той или иной социальной группы, образа, связанного с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками.
В соответствии с этим, считается, что в отношении стереотипа правомерно лишь одно — его преодоление, освобождение от него.
Такое понимание данного понятия восходит своим содержанием к трактовке термина
“социальный стереотип”, данной У.
Липманом, который ввел его в 1922 году для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно различных социальных групп, представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов массовой
культуры.21 22 Последующие, более поздние исследования показали универсальность стереотипов в жизни живой природы, общества и отдельного человека.
Сегодня в научной литературе принята трактовка стереотипов как
“устойчивых, схематически оформленных программ воспроизводства субъекта, фиксирующих устойчивость условий его существования и '>'> обеспечивающих приспособление к ним”.
Без стереотипов ничто живое существовать не может.
Стереотипность является всеобщим законом бытия как простейших, так и самых сложных организмов.

21 См.: Философский энциклопедический словарь.
2-е издание.
М., 1989.
С.626
22 Меренков А.В.
Социология стереотипов.
Екатеринбург, 2001.

С.30

[стр.,49]

49 т установка это состояние готовности, “предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации”25.
Именно явление установки, открытое немецким психологом ЛЛанге (1888) и более подробно в общепсихологическом плане разработанное Д.Н.Узнадзе и его школой26, позволяет рассматривать общие механизмы возникновения определенного поведения человека с социологической точки зрения, т.е., как результат взаимодействия культуры общества, субкультуры отдельных социальных общностей и склонностей и способностей самого индивида.
Тем самым социальное поведение, с одной стороны, объективно обусловлено характеристиками среды, а, с другой стороны субъективно детерминировано потребностями, ценностями и интересами конкретного социального субъекта.
Установка это устойчивая склонность людей определенным образом воспринимать объекты, проблемы, события и реагировать на них.
Установка * представляет собой стойкое предпочтение индивида в отношении определенного объекта, которое напрямую не зависит от конкретной ситуации, хотя и связано с ней.
Это предпочтение формируется при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, и является результатом жизненного опыта человека, оценки накопленной им информации.
Возникающая в итоге готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки.
Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа.

Выделяют неосознаваемые простейшие установки и более сложные социальные установки, ценностные ориентации.
Социальные установки имеют сложную структуру и содержат смысловые (когнитивные).
• 25Философскийэнциклопедическийсловарь.М., 1989.
С.677.
26 См.: Узнадзе ДН.
Психологические исследования.
М., 1966; Надирашвили Ш.А.
Понятие установки в обшей и социальной психологии.
Тбилиси, 1974; Ядов В.А.
О диспозиционной регуляции социального поведения личности.
// Методологические проблемы социальной психологии.
М., 1975.

[Back]