Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 37]

37 картину мира, образы конкретных предметов и явлений, на основе чего обеспечивается узнаваемость уже имеющихся форм сознания и поведения индивида и их воспроизводство, быстрое включение человека в разнообразные виды деятельности.
Благодаря стереотипизации, объектами которой могут выступать любые социальные явления, обеспечивается адаптация человека к имеющимся условиям существования.
Социальные стереотипы, в отличие от стереотипов у животных, возникающих автоматически, без какого-либо контроля особи, формируются как устойчивые, добровольно осуществляемые схемы поведения в процессе осознания их смысла, содержания и форм реализации.
Поэтому необходимым условием их появления у личности является определенное знание о требуемой модели поведения.
Различают стереотипы восприятия и стереотипы поведения.
Стереотип восприятия представляет собой программу первичной обработки тех сигналов внешней действительности, которые воздействуют на органы чувств.
В сознании человека формируется некая модель, на основе которой происходит сравнение запечатленного образа с тем, что человек получает во всех последующих случаях.
На основе этой модели происходит узнавание и закрепление в сознании основных характеристик, позволяющих отличить данный предмет от других.
Стереотип поведения это модель, схема взаимодействия с окружающей средой в определенной ситуации.
Еще одна особенность социальных стереотипов состоит в том, что большинство из них направлены на обеспечение жизни человека в различных социальных общностях.
Поэтому усвоение индивидом норм и правил социума нередко происходит в борьбе с теми индивидуальными программами, которые даны ему от природы, и добиваться этого приходится путем многократного повторения схемы должного поведения.
В дальнейшем
освоенные нормы и правила воспроизводятся в автоматическом режиме, на подсознательном уровне в виде привычки.
Будучи стандартизированным, упрощенным образом какого-либо явления, стереотип фиксирует не только его реальные черты,
по и содержит его эмоциональную оценку.
При этом важно подчеркнуть, что стереотипы могут содержать и верные, и ложные представления, активно
[стр. 39]

В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, связанный с необходимостью схематизировать, упрощать реальную картину мира, образы конкретных предметов и явлений, на основе чего обеспечивается узнаваемость уже имеющихся форм сознания и поведения индивида и их воспроизводство, быстрое включение человека в разнообразные виды деятельности.
Благодаря стереотипизации, объектами которой могут выступать любые социальные явления, обеспечивается адаптация человека к имеющимся условиям существования.
Социальные стереотипы, в отличие от стереотипов у животных, возникающих автоматически, без какого-либо контроля особи, формируются как устойчивые, добровольно осуществляемые схемы поведения в процессе осознания их смысла, содержания и форм реализации.
Поэтому необходимым условием их появления у личности является определенное знание о требуемой модели поведения.
Различают стереотипы восприятия и стереотипы поведения.
Стереотип восприятия представляет собой программу первичной обработки тех сигналов внешней действительности, которые воздействуют на органы чувств.
В сознании человека формируется некая модель, на основе которой происходит сравнение запечатленного образа с тем, что человек получает во всех последующих случаях.
На основе этой модели происходит узнавание и закрепление в сознании основных характеристик, позволяющих отличить данный предмет от других.
Стереотип поведения это модель, схема взаимодействия с окружающей средой в определенной ситуации.
Еще одна особенность социальных стереотипов состоит в том, что большинство из них направлены на обеспечение жизни человека в различных социальных общностях.
Поэтому усвоение индивидом норм и правил социума нередко происходит в борьбе с теми индивидуальными программами, которые даны ему от природы, и добиваться этого приходится путем многократного повторения схемы должного поведения.
В дальнейшем


[стр.,40]

освоенные нормы и правила воспроизводятся в автоматическом режиме, на подсознательном уровне в виде привычки.
Будучи стандартизированным, упрощенным образом какого-либо явления, стереотип фиксирует не только его реальные черты,
но и содержит его эмоциональную оценку.
При этом важно подчеркнуть, что стереотипы могут содержать и верные, и ложные представления, активно
поддерживаемые тем или иным сообществом (группой).
Формирование и воспроизводство стереотипов в обществе подчиняется определенным законам.
В числе этих законов следующие: • Чем дольше существовал определенный стереотип, который постоянно подтверждался практикой, тем больше времени и усилий он требует для своего разрушения.
• Новые стереотипы никогда не возникают на “чистом месте” или на основе полного отрицания прежних схем жизнедеятельности.
Они формируются и действуют, если их возникновение строится на частичном преобразовании имеющихся стереотипов.
Отсюда следует, что никакие революционные по характеру изменения, требующие быстрой смены привычных форм жизнедеятельности как больших масс людей, так и отдельных индивидов, практически неосуществимы.
Новые программы осмысления поведения могут утвердиться лишь тогда, когда они опираются на прежние стереотипы и требуют лишь частичного и постепенного их изменения.
• Новое лишь сравнительно короткое время не является стереотипом, оно обязательно становится таковым, поскольку требует своего четкого воспроизводства в единстве сознательных и бессознательных действий.
Поэтому нельзя говорить о том, что человек способен вообще отказаться от стереотипов в результате приспособления к новой жизни.
Осуществляется лишь пересмотр прежних и утверждение новых схематизированных программ его поведения.
23 23 См.: Мсренков А.В.
Социология стереотипов.
Екатеринбург.
2001.

[Back]