Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 поддерживаемые тем или иным сообществом (группой).
Формирование и воспроизводство стереотипов в обществе подчиняется определенным законам16.
В числе этих законов следующие: • Чем дольше существовал определенный стереотип, который постоянно подтверждался практикой, тем больше времени и усилий он требует для своего разрушения.
• Новые стереотипы никогда не возникают на
‘'чистом месте" или на основе полного отрицания прежних схем жизнедеятельности.
Они формируются и действуют, если их возникновение строится на частичном преобразовании имеющихся стереотипов.
Отсюда следует, что никакие революционные по характеру изменения, требующие быстрой смены привычных форм жизнедеятельности как больших масс людей, так и отдельных индивидов, практически неосуществимы.
Новые программы осмысления поведения могут утвердиться лишь тогда, когда они опираются на прежние стереотипы и требуют лишь частичного и постепенного их изменения.
• Новое лишь сравнительно короткое время не является стереотипом, оно обязательно становится таковым, поскольку требует своего четкого воспроизводства в единстве сознательных и бессознательных действий.
Поэтому нельзя говорить о том, что человек способен вообще отказаться от стереотипов в результате приспособления к новой жизни.
Осуществляется лишь пересмотр прежних и утверждение новых схематизированных программ его поведения.

• Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе речевой информации.
Такая схема должного поведения не требует личного участия индивида в действиях с объектами внешнего мира, зато предполагает принять значительную часть знаний на веру (например, нельзя проверить органами чувств напряжение в электросети, увидеть радиоактивное излучение и т.
п.; в таких случаях приходится доверять тому, что сказано специалистами).
При этом возникает
16 См.: Меренков А.В.
Указ, произв.
[стр. 40]

освоенные нормы и правила воспроизводятся в автоматическом режиме, на подсознательном уровне в виде привычки.
Будучи стандартизированным, упрощенным образом какого-либо явления, стереотип фиксирует не только его реальные черты, но и содержит его эмоциональную оценку.
При этом важно подчеркнуть, что стереотипы могут содержать и верные, и ложные представления, активно поддерживаемые тем или иным сообществом (группой).
Формирование и воспроизводство стереотипов в обществе подчиняется определенным законам.
В числе этих законов следующие: • Чем дольше существовал определенный стереотип, который постоянно подтверждался практикой, тем больше времени и усилий он требует для своего разрушения.
• Новые стереотипы никогда не возникают на
“чистом месте” или на основе полного отрицания прежних схем жизнедеятельности.
Они формируются и действуют, если их возникновение строится на частичном преобразовании имеющихся стереотипов.
Отсюда следует, что никакие революционные по характеру изменения, требующие быстрой смены привычных форм жизнедеятельности как больших масс людей, так и отдельных индивидов, практически неосуществимы.
Новые программы осмысления поведения могут утвердиться лишь тогда, когда они опираются на прежние стереотипы и требуют лишь частичного и постепенного их изменения.
• Новое лишь сравнительно короткое время не является стереотипом, оно обязательно становится таковым, поскольку требует своего четкого воспроизводства в единстве сознательных и бессознательных действий.
Поэтому нельзя говорить о том, что человек способен вообще отказаться от стереотипов в результате приспособления к новой жизни.
Осуществляется лишь пересмотр прежних и утверждение новых схематизированных программ его поведения.

23 23 См.: Мсренков А.В.
Социология стереотипов.
Екатеринбург.
2001.


[стр.,41]

41 РОгСИ^.СЧмЧ ГОСУГЛРСТСёНЯЛЯ БИБЛИОТЕКА • Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе речевой информации.
Такая схема должного поведения не требует личного участия индивида в действиях с объектами внешнего мира, зато предполагает принять значительную часть знаний на веру (например, нельзя проверить органами чувств напряжение в электросети, увидеть радиоактивное излучение и т.
п.; в таких случаях приходится доверять тому, что сказано специалистами).
При этом возникает
опасность того, что передаваться речью будет знание, не соответствующее действительности либо по причине заблуждения самих информаторов, либо специально, для выработки нужного поведения у объекта воздействия.
Видимо, поэтому люди часто стремятся самостоятельно удостовериться в том, что они узнали из книг или в процессе общения.
Предпринимается попытка утвердить стереотип, возникший на основе речевой информации, иным способом — через органы чувств.
Если это удается, то стереотип приобретает высокую устойчивость и изменить его очень трудно, в отличие от вербально сформированного стереотипа.
Дело в том, что в конкретном образе, возникающем в результате личного опыта, дается целостное представление о предмете, фиксирующее его индивидуальные качества, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на воспринимающего.
Формирующийся при этом стереотип сохраняет эмоциональную память о некоторых неповторимых свойствах предмета.
Поэтому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов не будет порождать сопротивления, если вызывающие их преобразования не ухудшают имеющиеся условия существования общностей и отдельных индивидов, либо улучшают их.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.

[Back]