Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 40]

40 значительные затруднения в выборе альтернатив); 3) люди, которые пытаются руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности прежними стереотипами, фактически отвергая происходящие изменения.
Новые условия требуют от них пересмотра базовых принципов, на которые они опирались в течение длительного времени.
Такие люди, чаще всего, до конца своей жизни сохраняют привычные схемы отношения к действительности.
• Закон разрушения социальных стереотипов: поскольку значительная часть стереотипов утверждается на основе переживания таких положительных чувств, как удовольствие, радость, наслаждение, то избавление от прежней программы поведения может осуществиться только тогда, когда эти чувства будут заменены на отрицательные.
Становление новых стереотипов должно сопровождаться переживанием новых положительных чувств.
В качестве средств разрушения устаревших стереотипов могут быть смена круга общения человека, включение его в референтную группу, временная изоляция от социума.
При этом в зависимости от обстоятельств целесообразно использовать механизм подражания и моды, методы поощрения и принуждения.
Предпринятый экскурс в область теории социальных стереотипов был необходим для того, чтобы зафиксировать те факторы, от которых в решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны
и отдельных народов, состояние социально-экономического развития страны, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.

Именно этот процесс может стать, на наш взгляд, отправной точкой формирования позитивной этнической идентичности, о которой говорилось выше.
Как показывают исследования процесса этнической идентификации, возможны три варианта его развития.
Во-первых, этническая
[стр. 42]

• Темпы формирования новых стереотипов у различных субъектов отличаются.
Внутри социальной общности, как правило, можно обнаружить три группы людей, в зависимости от степени личного участия в процессе социального обновления: 1) те индивиды, которые сумели самостоятельно выработать стереотипы жизнедеятельности, соответствующие сущности происходящих перемен; 2) группа людей, находящихся на этапе смены своих стереотипов (от многих прежних они уже в значительной мере отказались, однако новые программы еще не стали устойчивыми, поэтому эти люди испытывают значительные затруднения в выборе альтернатив); 3) люди, которые пытаются руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности прежними стереотипами, фактически отвергая происходящие изменения.
Новые условия требуют от них пересмотра базовых принципов, на которые они опирались в течение длительного времени.
Такие люди, чаще всего, до конца своей жизни сохраняют привычные схемы отношения к действительности.
• Закон разрушения социальных стереотипов: поскольку значительная часть стереотипов утверждается на основе переживания таких положительных чувств, как удовольствие, радость, наслаждение, тоизбавление от прежней программы поведения может осуществиться только тогда, когда эти чувства будут заменены на отрицательные.
Становление новых стереотипов должно сопровождаться переживанием новых положительных чувств.
В качестве средств разрушения устаревших стереотипов могут быть смена круга общения человека, включение его в референтную группу, временная изоляция от социума.
При этом в зависимости от обстоятельств целесообразно использовать механизм подражания и моды, методы поощрения и принуждения.
Предпринятый экскурс в область теории социальных стереотипов был необходим для того, чтобы зафиксировать те факторы, от которых в


[стр.,43]

43 • решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны и отдельных народов, состояние социально-экономического развития страны, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.
Именно этот процесс может стать, на наш взгляд, отправной точкой формирования позитивной этнической идентичности, о которой говорилось выше.
Как показывают исследования процесса этнической идентификации, возможны три варианта его развития.
Во-первых, этническая
идентификация может произойти на основе подражания, когда индивИд осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.
Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.
В-третьих, этническая идентификация может реализоваться на основе свободного и осознанного выбора.
В целом позитивная этническая идентичность личности включает три основных блока: • отношение к своему народу (уважение к нему, гордость за его историю, традиции, ценности, достижения); • отношение к другим народам (признание многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления “меньшинство” “большинство”, “титульный” “нетитульный” народ, принятие другого человека вне зависимости от его национальности и вероисповедания); • взаимоотношения между своим и другими народами (понимание их непохожести и единства как двух сторон единого целого человечества, нуждающегося в самосохранении и выживании)

[стр.,68]

68 • длительного времени, а затем, на этой основе изменение стереотипов поведения.
• Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе вербального общения.
Однако эмоциональная сторона стереотипа в данном случае недостаточно сформирована.
Нарушение целостности стереотипа и установки (ее аффективного и волевого компонентов) приводит к снижению устойчивости подобных стереотипов и к высокой динамике установок.
Потому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов и установок должен быть тесно взаимосвязан с изменением условий физической и социальной среды.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.
• Темпы формирования новых стереотипов и установок у различных социальных субъектов отличаются.
В зависимости от актуализации тех или иных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, происходит более активная или, наоборот, замедленная смена установок и стереотипов.
Перечисленные законы позволяют достаточно четко понять те факторы, от которых в решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны
в целом и отдельных народов, состояние социальноэкономического развития регионов, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения * влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.

Кроме того.

[Back]