Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 41]

41 РОССИИСК ■л I ГОСУДЛРГ* О/*й'.15ЛУ.<_ .< идентификация может произойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.
Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.
В-третьих, этническая идентификация может реализоваться на основе свободного и осознанного выбора.
В целом позитивная этническая идентичность личности включает три основных блока: • отношение к своему народу (уважение к нему, гордость за его историю, традиции, ценности, достижения); • отношение к другим народам (признание многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления
"меньшинство" "большинство", "титульный" "нетитульный" народ, принятие другого человека вне зависимости от его национальности и вероисповедания); • взаимоотношения между своим и другими народами (понимание их непохожести и единства как двух сторон единого целого — человечества, нуждающегося в самосохранении и выживании) При этом психологический аспект позитивной этнической идентичности предполагает формирование таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание.
Именно они помогают субъекту понять суть
"отличности" другого, его "особости" и уникальности.
Завершая изложение теоретических основ этнической толерантности, попытаемся вычленить основные признаки этнической толерантности в сопоставлении с противоположным ей по содержанию понятием — этнической интолерантности (нетерпимости).
Для этого необходимо проследить, каким образом модифицируются основные характеристики этнокультурного взаимодействия в системе толерантного и интолерантного типа отношений (смотри таблицу 2).
Тем самым нам представляется целесообразным рассматривать
[стр. 43]

43 • решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны и отдельных народов, состояние социально-экономического развития страны, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.
Именно этот процесс может стать, на наш взгляд, отправной точкой формирования позитивной этнической идентичности, о которой говорилось выше.
Как показывают исследования процесса этнической идентификации, возможны три варианта его развития.
Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивИд осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.
Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.
В-третьих, этническая идентификация может реализоваться на основе свободного и осознанного выбора.
В целом позитивная этническая идентичность личности включает три основных блока: • отношение к своему народу (уважение к нему, гордость за его историю, традиции, ценности, достижения); • отношение к другим народам (признание многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления
“меньшинство” “большинство”, “титульный” “нетитульный” народ, принятие другого человека вне зависимости от его национальности и вероисповедания); • взаимоотношения между своим и другими народами (понимание их непохожести и единства как двух сторон единого целого человечества, нуждающегося в самосохранении и выживании)

[стр.,44]

44 • При этом психологический аспект позитивной этнической идентичности предполагает формирование таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание.
Именно они помогают субъекту понять суть
“отличности” другого, его “особости” и уникальности.
Завершая изложение теоретических основ этнической толерантности, попытаемся вычленить основные признаки этнической толерантности в сопоставлении с противоположным ей по содержанию понятием этнической интолерантности (нетерпимости).
Для этого необходимо проследить, каким образом модифицируются основные характеристики этнокультурного взаимодействия в системе толерантного и интолерантного типа отношений (смотри таблицу 2).
Тем самым нам представляется целесообразным рассматривать
толерантность как качественную характеристику взаимодействия социальных субъектов различного уровня (как межличностного, так и на уровне социальных групп, общностей и государств).
Качество толерантности, на наш взгляд, должно представлять собой социальную норму любого гражданского либерального общества, в которую входят: социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; уважение и признание равенства партнеров; отказ от доминирования и насилия; признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; готовность принять другого таким, какой он есть; доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к взаимодействию на основе согласия, но без ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы и т.п.

[Back]