Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 44]

44 лексики отношений.
культуры, насмешки, пренебрежительные выражения в адрес национальных меньшинств.
Отношение к конфликтным
ситуациям, общик проблемам Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия, на основе единстве национальных и наднациональных интересов.
Сотрудничество в решении общечеловеческих проблем на основе согласия, без
утешения собственных интересов, с правом отстаивать их.
В конфликтных ситуациях поискврага, перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы своего народа на ту или иную этническую группу.
Преследования, запугивания, угрозы вплоть до изгнания и репрессий в отношении отдельных этносов; сегрегация (принудительное разделение люде* различных рас).
Отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях.
Это неизбежно, т.к.
каждый социальный
субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.

Корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере
"страдающей интолерантности"), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени.
Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен.
[стр. 19]

19 1 международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.
Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым.
Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров отдельный человек, социальная общность становится лишь винтиком некой машины, исполнителем чьей-то воли.
В свою очередь, приоритетное обеспечение особых качеств, интересов одного из взаимодействующих социальных субъектов неизбежно приводит к разрушению самого контакта.
Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом.
Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности.
Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить свою единичность; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность — это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.

При этом важно подчеркнуть, что сферой применения понятия толерантность является область субъекг-субъектных отношений разного уровня межличностных, межгругшовых, международных.
В последнем • случае толерантность используется как общепринятый международный термин в теории и практике, касающейся проблем мира, культуры мира.


[стр.,45]

Таблица 2.
Признаки этнической толерантности, (сопоставительный анализ с этнической нетерпимостью) Признак Этническая толерантность Этническая интолерантность (нетерпимость) Эгнокуль турная восприим чивость Позитивная этническая идентичность (положительный автостереотип) в сочетании с позитивным отношением к инокультурным группам.
Открытость этнокультурному опыту других людей.
Интерес к культуре и национальным традициям других этносов.
Представление об исключительности “своего” этноса.
Этноцентризм (оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной, лучшей по сравнению с другими).
Отношен ие к правам партнеров по взаимоде йствию Равенство партнеров; отказ от доминирования и насилия.
Признание равных прав (равного доступа к социальным благам, к образовательным, экономическим, управленческим возможностям для всех людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности).
Признание превосходства своей нации, отстаивание для нес большего объема прав (национализм).
Этносоци альная чувствите льность Взаимоуважение, доброжелательное и терпимое отношение к представителям других национальностей, доверие, умение слушать и выслушивать другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (обобщенное мнение о других этносах на основе отрицательных характеристик).
Игнорирование проблем других национальностей, отказ в признании.
Отношен ис к культурно й самобытн ости разных народов Признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой то одной точки зрения.
Содействие сохранению и развитию культурной самобытности и языков национальных меньшинств, предоставление возможности следовать своим традициям для всех культур.
Разделение партнеров по этнокультурному взаимодействию на “своих” и “чужих”.
Дискриминация по признаку расовой и национальной принадлежности (лишение социальных благ, сужение гражданских прав, изоляция в сообществе).
Эгнофобия (а »гти семитизм, русофобия, кавказофобия, мигрантофобия и т.п.).
Характер используе мой лексики Позитивная лексика в сфере межэтнических, мсжрасовых отношений.
Оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры, насмешки, пренебрежительные выражения в адрес национальных меньшинств.
Отношен ие к конфликт
ним ситуация м, общим проблема м Способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия, на основе единстве национальных и наднациональных интересов.
Сотрудничество в решении общечеловеческих проблем на основе согласия, без
ущемления собственных интересов, с правом отстаивать их.
В конфликтных ситуациях — поиск врага, перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы своего народа на ту или иную этническую группу.
Преследования, запугивания, угрозы вплоть до изгнания и репрессий в отношении отдельных этносов; сегрегация (принудительное разделение людей различных рас).
Отдельные люди, и целые общности взаимодействуют друг с другом как субъекты, которые характеризуются наличием общего и особенного во взглядах, отношениях, традициях.
Это неизбежно, т.к.
каждый социальный


[стр.,46]

46 субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них.
Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.
Сказанное позволяет заключить, что толерантность это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия.
Корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере
“страдающей интолерантности”), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени.
Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен.

Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности.
На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта.
Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов.

[Back]