45 Толерантность это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого это элемент конформности, т.е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности.17 Толерантность базируется не на понимании непохожести, а на допущении того, что данный факт, поступок может существовать. Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов. Предполагаемые позиции могут быть положены в основу анализа феномена этнической толерантности. При этом все параметры толерантности должны быть истолкованы с учетом специфики межэтнических отношений. Само понятие этническая толерантность это выражение одного из аспектов толерантности как социального явления. Основой этнической толерантности выступает позитивная этническая идентичность. Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого полиэтнического социума возможно лишь в том случае, если соответствующие установки прививать с самого раннего возраста. Речь идет о необходимости формирования у личности и социальных групп определенного этнического менталитета, включающего толерантность как системообразующую характеристику. Анализу механизма формирования этнической толерантности посвящен следующий параграф. 1.2. Социокультурные механизмы формирования толерантного сознания и толерантного поведения Этническая толерантность, как и любое социальное явление, возникает 17 Толерантность как основа социальной безопасности /Под ред. Н.П. Медведева. М.гИлекса, СтаврополыСтавропольсервисшкола, 2002. С. 38. |
29 стабильность их мирных отношений, что весьма важно для социального регулирования в сфере межнациональных отношений. Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности. На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта. Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов. Предполагаемые позиции могут быть положены в основу анализа феномена этнической толерантности. При этом все параметры толерантности должны быть истолкованы с учетом специфики межэтнических отношений. Последнее потребует сопутствующего объяснения основных понятий, так или иначе сопряженных с интересующей нас категорией и используемых в современной этнологии. Само понятие этническая толерантность — это выражение одного из аспектов толерашиости как социального явления. Можно говорить также о политической, религиозной, идеологической, педагогической толерантности, рассматривая ее при этом как на уровне отдельной личности, так и на уровне отдельных общностей, больших и малых групп людей или целых государств. Этнический аспект толерантности актуален практически для любого общества, ибо социальные отношения не существуют вне этнокультурных особенностей людей. Особое место среди разнообразных общностей — по значимости в культуре и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в научной литературе этносами. В отечественной этнологии широко используется определение этого понятия, данное Ю.В. Бромлеем : 46 субъект обязательно в чем-то имеет сходство с другими и одновременно отличается от них. Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов. Сказанное позволяет заключить, что толерантность это важнейшая характеристика особой, сознательно формируемой модели взаимоотношений социальных субъектов отдельных людей, народов, государств, модели, построенной на принципах, зафиксированных в перечисленных выше аспектах значения данного понятия. Корни интолерантности лежат не в недостатке доброй воли (это особенно видно на примере “страдающей интолерантности”), а в собственной ограниченности социального субъекта, а именно: в сведении им своей сущности к ограниченному набору ценностных ориентацией и установок, жестко локализованных в пространстве и времени. Отсюда следует, что первоосновой формирования толерантного сознания личности является преодоление иллюзии очевидности того факта, что отдельный субъект, живущий в многообразном и многомерном мире, якобы самодостаточен. Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности. На наш взгляд, толерантность — это качественная характеристика определенного типа отношений одного социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного) к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта. Исходной основой данного типа отношений является открытость социальному опыту другого, а его содержание составляет взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, сохранения индивидуального своеобразия каждого из них и достижения согласия без ущемления их индивидуальных интересов. 47 * Предполагаемые позиции могут быть положены в основу анализа феномена этнической толерантности. При этом все параметры толерантности должны быть истолкованы с учетом специфики межэтнических отношений. Само понятие этническая толерантность это выражение одного из аспектов толерантности как социального явления. Основой этнической толерантности выступает позитивная этническая идентичность. Умение сосуществовать в многонациональной среде, толерантное восприятие такого полиэтнического социума возможно лишь в том случае, если соответствующие установки прививать с самого раннего возраста. Речь идет о необходимости формирования у личности и социальных групп определенного этнического менталитета, включающего толерантность как системообразующую характеристику. Анализу механизма формирования этнической толерантности посвящен следующий параграф. ♦ ♦ |