47 определенной активности в определенной ситуации"19. Именно явление установки, открытое немецким психологом Л.Ланге (1888) и более подробно в общепсихологическом плане разработанное Д.Н.Узнадзе и его школой (См.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966; Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974; Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. II Методологические проблемы социал психологии. М., 1975.), позволяет рассматривать общие механизмы возникновения определенного поведения человека с социологической точки зрения, т.е., как результат взаимодействия культуры общества, субкультуры отдельных социальных общностей и склонностей и способностей самого индивида. Тем самым социальное поведение, с одной стороны, объективно обусловлено характеристиками среды, а, с другой стороны — субъективно детерминировано потребностями, ценностями и интересами конкретного социального субъекта. Установка — это устойчивая склонность людей определенным образом воспринимать объекты, проблемы, события и реагировать на них. Установка представляет собой стойкое предпочтение индивида в отношении определенного объекта, которое напрямую не зависит от конкретной ситуации, хотя и связано с ней. Это предпочтение формируется при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, и является результатом жизненного опыта человека, оценки накопленной им информации. Возникающая в итоге готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки. Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа. Выделяют неосознаваемые простейшие установки и более сложные социальные установки, ценностные ориентации. Социальные установки имеют сложную структуру и содержат смысловые (когнитивные), эмоциональные (чувственные) и поведенческие (собственно готовность к 19 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.677. |
эмоциональные и поведенческие (собственно готовность к действию) аспекты предрасположенности к поведению. При неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, такая готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки. Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа. По сути дела, речь должна идти о том, чтобы толерантность стала стереотипом поведения социальных субъектов различного уровня. Между тем в массовом сознании сегодня пока еще преобладает представление о стереотипе как синониме ложного образа той или иной социальной группы, образа, связанного с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками. В соответствии с этим, считается, что в отношении стереотипа правомерно лишь одно — его преодоление, освобождение от него. Такое понимание данного понятия восходит своим содержанием к трактовке термина “социальный стереотип”, данной У. Липманом, который ввел его в 1922 году для обозначения предвзятых представлений, образчиков общественного мнения относительно различных социальных групп, представителей политических партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов массовой культуры.21 22 Последующие, более поздние исследования показали универсальность стереотипов в жизни живой природы, общества и отдельного человека. Сегодня в научной литературе принята трактовка стереотипов как “устойчивых, схематически оформленных программ воспроизводства субъекта, фиксирующих устойчивость условий его существования и '>'> обеспечивающих приспособление к ним”. Без стереотипов ничто живое существовать не может. Стереотипность является всеобщим законом бытия как простейших, так и самых сложных организмов. 21 См.: Философский энциклопедический словарь. 2-е издание. М., 1989. С.626 22 Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001. С.30 49 т установка это состояние готовности, “предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации”25. Именно явление установки, открытое немецким психологом ЛЛанге (1888) и более подробно в общепсихологическом плане разработанное Д.Н.Узнадзе и его школой26, позволяет рассматривать общие механизмы возникновения определенного поведения человека с социологической точки зрения, т.е., как результат взаимодействия культуры общества, субкультуры отдельных социальных общностей и склонностей и способностей самого индивида. Тем самым социальное поведение, с одной стороны, объективно обусловлено характеристиками среды, а, с другой стороны субъективно детерминировано потребностями, ценностями и интересами конкретного социального субъекта. Установка это устойчивая склонность людей определенным образом воспринимать объекты, проблемы, события и реагировать на них. Установка * представляет собой стойкое предпочтение индивида в отношении определенного объекта, которое напрямую не зависит от конкретной ситуации, хотя и связано с ней. Это предпочтение формируется при неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворять ту или иную потребность, и является результатом жизненного опыта человека, оценки накопленной им информации. Возникающая в итоге готовность к действию закрепляется в виде фиксированной установки. Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный человеком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа. Выделяют неосознаваемые простейшие установки и более сложные социальные установки, ценностные ориентации. Социальные установки имеют сложную структуру и содержат смысловые (когнитивные). • 25Философскийэнциклопедическийсловарь.М., 1989. С.677. 26 См.: Узнадзе ДН. Психологические исследования. М., 1966; Надирашвили Ш.А. Понятие установки в обшей и социальной психологии. Тбилиси, 1974; Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. |