Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 48]

48 действию) аспекты предрасположенности к определенного рода действию.
Формирование установок у каждого индивида происходит под воздействием целого ряда факторов и обстоятельств его жизни.
К их числу относятся: • личностные — физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст, социальный статус, жизненный опыт человека; • культурные — социальное окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности, например, в определенном регионе, городской или сельской местности и пр.
(поэтому при разработке программ формирования этнической толерантности необходимо учитывать конкретные культурные особенности регионов, где планируется их реализация); • образовательные — уровень и качество образования индивида (взаимодействие с людьми, имеющими разный уровень образования, должно быть достаточно дифференцированным); • семейные — взгляды, предубеждения, предпочтения родителей; • религиозные — система верований индивида; • социально-классовые — социальное положение в обществе (вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки); • национальные, расовые — этническая или расовая принадлежность; • политические принадлежность к той или иной политической и общественной организации.
Учет этих характерных признаков и обстоятельств помогает эффективнее влиять на формирование установок.
Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они находят свое выражение в виде мнений.
Мнения отражают установки индивида и одновременно фиксируют особенности текущей ситуации.
Мнения
обнаруживают себя в виде высказываний и суждений об объекте в конкретной ситуации.
Мнения выступают той базой, на основе которой
[стр. 50]

эмоциональные (чувственные) и поведенческие (собственно готовность к действию) аспекты предрасположенности к определенного рода действию.
Формирование установок у каждого индивида происходит под воздействием целого ряда факторов и обстоятельств его жизни.
К их числу относятся: • личностные — физические и психологические особенности индивида, включая рост, вес, возраст, социальный статус, жизненный опыт человека; • культурные — социальное окружение и жизненный уклад конкретного района или географической местности, например, в определенном регионе, городской или сельской местности и пр.
(поэтому при разработке программ формирования этнической толерантности необходимо учитывать конкретные культурные особенности регионов, где планируется их реализация); • образовательные — уровень и качество образования индивида (взаимодействие с людьми, имеющими разный уровень образования, должно быть достаточно дифференцированным); • семейные — взгляды, предубеждения, предпочтения родителей; • религиозные — система верований индивида; • социально-классовые — социальное положение в обществе (вместе с изменением социального статуса людей меняются и их установки); • национальные, расовые — этническая или расовая принадлежность; • политические принадлежность к той или иной политической и общественной организации.
Учет этих характерных признаков и обстоятельств помогает эффективнее влиять на формирование установок.
Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они находят свое выражение в виде мнений.
Мнения отражают установки индивида и одновременно фиксируют особенности текущей ситуации.
Мнения


[стр.,51]

обнаруживают себя в виде высказываний и суждений об объекте в конкретной ситуации.
Мнения выступают той базой, на основе которой
складываются ценностные ориентации личности как се внутренние психологические и социальные подструктуры.
Интересно объяснение различий между установками и мнениями, данное украинским ученым В.
Королько27.
Согласно его позиции, различия между установками и мнениями можно объяснить двояко.
Во-первых, мнения, как правило, являются вербализованной или иной открытой формой реакции на определенные стимулы (проблемы), тогда как установки — это более глубокие тенденции общего предвзятого (положительного или отрицательного) отношения к некой совокупности стимулов как целому.
Иначе говоря, если мнения имеют преимущественно ситуативную природу, то установки являются более стойкими образованиями в психике человека, не связанными с конкретной ситуацией.
Во-вторых, по своей природе мнения носят преимущественно аффективный (эмоциональный) характер.
Мнение — это непосредственная, интуитивная ориентация; установка же представляет собой взвешенный, построенный на обдумывании (хотя и эмоционально окрашенный) вероятный выбор действий из ряда определенных альтернатив.
Когда мнения индивида превращаются в устойчивые образования, они приводят к вербальным либо деятельным актам.
Тем самым можно сказать, что поведение социальных субъектов (как вербальное, так и невербальное) обусловлено стереотипами сознания, которые, в свою очередь, связаны с объективной необходимостью актуализации тех или иных потребностей и интересов, в зависимости от конкретных социальных и физических условий.
Таким образом, мнения выступают своего рода связующим звеном между установками и реальным поведением человека.
Следовательно, изучение мнений в области этнических отношений, стремление повлиять на них должно стать важнейшим звеном деятельности общественных организаций, желающих оказать влияние на этническую ситуацию в обществе.
11 См.: Королько В.
Г.
Основы пабликрилейшнз.
Изд-во “Баклер", 2000.
С.
162.

[Back]