53 толерантности по законам движения от единичного через особенное к общему. Данный механизм характеризует не только формирование толерантности в онтогенезе, но и возникновение данного качества на любом жизненном этапе существования взрослого человека. Характер общения между теми или иными субъектами определяется следующими факторами. В первую очередь, определяется степень опасности (безопасности) конкретного индивида. Выделяются те индивидуальные характеристики, которые определяют степень возможного доброжелательного или конфликтного взаимодействия. Представления об этих конкретных признаках чаще всего формируются в результате личного опыта взаимодействия с людьми и влияния различных субъектов воспитательного и образовательного процесса. Они могут выделять конкретные внешние и внутренние признаки представителя определенного этноса, которые указывают на вероятность опасного или безопасного взаимодействия. В случае безопасности возникает та доверительность, которая выступает важнейшим компонентом толерантности. В ином случае, вероятнее всего, возникнет интолерантность, порожденная осознанным или неосознанным представлением об опасности общения с данным человеком. На уровне единичного этнические характеристики не выступают в качестве ведущих. Переход к ним предполагает выделение того специфического, которое характеризует представителей той или иной нации. Формирование представления об особенном происходит, когда в процессе межличностного общения, а также в результате воздействия различных субъектов социализации, возникает представление о неких устойчивых внешних и внутренних характеристиках конкретного этноса. Например, может выделяться высокая эмоциональность, подвижность, жизнерадостность, общительность представителей грузинского этноса. На основе выделенных качеств происходит формирование установки на их поиск при общении с представителями данного этноса. Если в результате личного опыта особые этнические характеристики подтверждаются, то возникает представление о том, что конкретная |
ними. * * 55 3. Позитивная оценка взрослыми людьми представителей «своей» национальности. Важнейшей особенностью данного процесса является формирование толерантности по законам движения от единичного через особенное к общему. Данный механизм характеризует не только формирование толерантности в онтогенезе, но и возникновение данного качества на любом жизненном этапе существования взрослого человека. Характер общения между теми или иными субъектами определяется следующими факторами. В первую очередь, определяется степень опасности (безопасности) конкретного индивида. Выделяются те индивидуальные характеристики, которые определяют степень возможного доброжелательного или конфликтного взаимодействия. Представления об этих конкретных признаках чаще всего формируются в результате личного опыта взаимодействия с людьми и влияния различных субъектов воспитательного и образовательного процесса. Они могут выделять конкретные внешние и внутренние признаки представителя определенного этноса, которые указывают на вероятность опасного или безопасного взаимодействия. В случае безопасности возникает та доверительность, которая выступает важнейшим компонентом толерантности. В ином случае, вероятнее всего, возникнет интолерантность, порожденная осознанным или неосознанным представлением об опасности общения с данным человеком. На уровне единичного этнические характеристики не выступают в качестве ведущих. Переход к ним предполагает выделение того специфического, которое характеризует представителей той или иной нации. Формирование представления об особенном происходит, когда в процессе межличностного общения, а также в результате воздействия различных субъектов социализации, возникает представление о неких устойчивых внешних и внутренних характеристиках конкретного этноса. Например, может выделяться высокая эмоциональность. подвижность. жизнерадостность, общительность представителей грузинского этноса. На основе выделенных качеств происходит формирование установки на их поиск при общении с представителями данного этноса. Если в результате личного опыта особые этнические характеристики подтверждаются, то возникает представление о том, что конкретная национальная общность обладает ими на уровне всеобщего. Б результате возникает стереотип о тех внешних и внутренних характеристиках тех этнических образований, с которыми индивид может встречаться в типичных жизненных ситуациях: на работе, в общественных местах, в дружеском общении и т.д. Толерантность возникает под воздействием той оценки, которая дается различным качествам представителей конкретной общности. Речь не обязательно идет о «другой» национальности. Проблема толерантности касается любых видов взаимодействий с разными людьми. Она существует как на уровне дружеских или семейных отношений, поселенческих общностей, так и, в конечном счете, этнических образований. При этом механизм ее формирования, на наш взгляд, является общим. Так, например, толерантность в отношениях с родственниками возникает на основе принятия их как «своих». Возникновение оценки в качестве «чужих», неизбежно вызывает формирование интолерантного сознания и поведения. Понятия «свой» и «чужой» определяются степенью схожести объекта взаимодействия с субъектом. Чем больше общего субъект находит в «другом», тем полнее он воспринимает его как «своего». Следовательно, этническая толерантность, с точки зрения механизма ее возникновения, определяется выделением того общего, что объединяет личность с представителями других национальностей. Этот процесс поиска общего может осуществляться как в результате целенаправленного воздействия субъектов формирования этого качества, так и путем индивидуального поиска личностью того, что объединяет или разъединяет ее с другими людьми. В первом случае речь идет о необходимости формирования такой системы воспитания и образования, которая бы |