56 ситуацию при общении представителей разных народов. «Своим» выступает только тот, кто в полной мере владеет конкретными особенностями национальной культуры. Поэтому толерантное сознание и поведение предполагает формирование ориентации на принятие другой культуры как не только имеющей право на самостоятельное существование, но и обладающей определенной ценностью для представителей других народов. Если такая установка отсутствует, то может возникнуть лишь отношение, которое мы определяем термином «индифферентное». Оно характеризуется тем, что отсутствует деление на «свое» и «чужое». Однако в этом случае возникают трудности формирования установки на полноценное, открытое взаимодействие с представителями другого этноса. Успешное общение возможно только в том случае, когда создается некая среда общего, объединяющего субъектов взаимодействия. Таковое предполагает определенное принятие «чужого» как «своего». Вначале это может быть лишь частичное выделение отдельных признаков в качестве не враждебных, приемлемых. А затем толерантность развивается по мере перехода из инокультурного в «свое» культурное. Следовательно, толерантность всегда ведет к возникновению некой совокупности общих норм и правил, которые разделяются представителями разных этносов. Это может быть результатом принятия в неизменном виде норм другой культуры в свою, привычную. Либо создание нечто «третьего» путем преобразования как своей, так и чужой культуры. Такой процесс происходит сравнительно редко. Обычно наблюдается некоторое изменение норм и правил чужой культуры для того, чтобы ими можно было руководствоваться в межличностном общении. Примером такого приспособления можно назвать изменение в произношении иноязычных имен. Их обычно адаптируют к родному языку. Представители другого этноса, чаще всего, вынуждены с этим мириться. В связи с этим возникает следующая проблема механизма формирования толерантного сознания и поведения. Речь идет о том, на базе какой национальной культуры формируется толерантность: той. |
географических условиях. Если у них не было в прошлом постоянных контактов, то всегда обнаруживаются существенные различия в обычаях, традициях, организации труда, быта, отдыха. Само это различие всегда создает проблемную ситуацию при общении представителей разных народов. «Своим» выступает только тот, кто в полной мере владеет конкретными особенностями национальной культуры. Поэтому толерантное сознание и поведение предполагает формирование ориентации на принятие другой культуры как не только имеющей право на самостоятельное существование, но и обладающей определенной ценностью для представителей других народов. Если такая установка отсутствует, то может возникнуть лишь отношение, которое мы определяем термином «индифферентное». Оно характеризуется тем, что отсутствует деление на «свое» и «чужое». Однако в этом случае возникают трудности формирования установки на полноценное, открытое взаимодействие с представителями другого этноса. Успешное общение возможно только в том случае, когда создается некая среда общего, объединяющего субъектов взаимодействия. Таковое предполагает определенное принятие «чужого» как «своего». Вначале это может быть лишь частичное выделение отдельных признаков в качестве не враждебных, приемлемых. Л затем толерантность развивается по мере перехода из инокультурного в «свое» культурное. Следовательно, толерантность всегда ведет к возникновению некой совокупности общих норм и правил, которые разделяются представителями разных этносов. Это может быть результатом принятия в неизменном виде норм другой культуры в свою, привычную. Либо создание нечто «третьего» путем преобразования как своей, так и чужой культуры. Такой процесс происходит сравнительно редко. Обычно наблюдается некоторое изменение норм и правил чужой культуры для того, чтобы ими можно было руководствоваться в межличностном общении. Примером такого приспособления можно назвать изменение в произношении иноязычных имен. Их обычно адаптируют к родному языку. Представители другого этноса, чаще всего, вынуждены с этим мириться. В связи с этим возникает следующая проблема механизма формирования толерантного сознания и поведения. Речь идет о том, на базе какой национальной культуры формируется толерантность: той, представители которой являются преобладающим этносом, или другой, менее многочисленной, но имеющей формально равные права, или прямо подчиняемой в процессе длительного исторического развития. Чаще всего наблюдается следующий механизм формирования толерантности в процессе взаимодействия преобладающей по численности нации с теми, которые выступают в качестве сравнительно небольших субэтносов. Более многочисленная общность создает характерную для нее систему норм и правил, которые выступают в качестве наиболее распространенных в данной местности. Представители иной культуры сталкиваются в своем межличностном общении на производстве, в общественных местах, при взаимодействии с представителями властей с теми нормами, которые уже утвердились в качестве стереотипов сознания и поведения. Они воспроизводятся представителями господствующей по численности нации автоматически, неосознанно. Чаще всего отсутствует какая-либо сознательная попытка навязать представителям других культур привычную систему межличностного и межгруппового взаимодействия. Действует механизм естественного воспроизводства привычной культуры, если существует возможность ее реализации во всех основных сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о том, что толерантность в общении между представителями одной нации обеспечивается на уровне бессознательного воспроизводством давно устоявшихся норм и правил взаимодействия. Столкновение с другими формами поведения вызывает естественную отрицательную эмоцию, т.к. нарушается привычная система стереотипного поведения. |