57 представители которой являются преобладающим этносом, или другой, менее многочисленной, но имеющей формально равные права, или прямо подчиняемой в процессе длительного исторического развития. Чаще всего наблюдается следующий механизм формирования толерантности в процессе взаимодействия преобладающей по численности нации с теми, которые выступают в качестве сравнительно небольших субэтносов. Более многочисленная общность создает характерную для нее систему норм и правил, которые выступают в качестве наиболее распространенных в данной местности. Представители иной культуры сталкиваются в своем межличностном общении на производстве, в общественных местах, при взаимодействии с представителями властей с теми нормами, которые уже утвердились в качестве стереотипов сознания и поведения. Они воспроизводятся представителями господствующей по численности нации автоматически, неосознанно. Чаще всего отсутствует какаялибо сознательная попытка навязать представителям других культур привычную систему межличностного и межгруппового взаимодействия. Действует механизм естественного воспроизводства привычной культуры, если существует возможность ее реализации во всех основных сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о том, что толерантность в общении между представителями одной нации обеспечивается на уровне бессознательного воспроизводством давно устоявшихся норм и правил взаимодействия. Столкновение с другими формами поведения вызывает естественную отрицательную эмоцию, т.к. нарушается привычная система стереотипного поведения. Представители иной этнической культуры сталкиваются со следующей дилеммой: либо постепенно усвоить те нормы и правила межличностного и межгруппового общения, которые приняты у господствующей нации, либо пытаться вырабатывать совместно с ее представителями некую иную культуру, которая включает в себя как традиции и обычаи, принятые в господствующем этносе, так и другие, созданные представителями |
имен. Их обычно адаптируют к родному языку. Представители другого этноса, чаще всего, вынуждены с этим мириться. В связи с этим возникает следующая проблема механизма формирования толерантного сознания и поведения. Речь идет о том, на базе какой национальной культуры формируется толерантность: той, представители которой являются преобладающим этносом, или другой, менее многочисленной, но имеющей формально равные права, или прямо подчиняемой в процессе длительного исторического развития. Чаще всего наблюдается следующий механизм формирования толерантности в процессе взаимодействия преобладающей по численности нации с теми, которые выступают в качестве сравнительно небольших субэтносов. Более многочисленная общность создает характерную для нее систему норм и правил, которые выступают в качестве наиболее распространенных в данной местности. Представители иной культуры сталкиваются в своем межличностном общении на производстве, в общественных местах, при взаимодействии с представителями властей с теми нормами, которые уже утвердились в качестве стереотипов сознания и поведения. Они воспроизводятся представителями господствующей по численности нации автоматически, неосознанно. Чаще всего отсутствует какая-либо сознательная попытка навязать представителям других культур привычную систему межличностного и межгруппового взаимодействия. Действует механизм естественного воспроизводства привычной культуры, если существует возможность ее реализации во всех основных сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о том, что толерантность в общении между представителями одной нации обеспечивается на уровне бессознательного воспроизводством давно устоявшихся норм и правил взаимодействия. Столкновение с другими формами поведения вызывает естественную отрицательную эмоцию, т.к. нарушается привычная система стереотипного поведения. Представители иной этнической культуры сталкиваются со следующей дилеммой: либо постепенно усвоить те нормы и правила межличностного и межгруппового общения, которые приняты у господствующей нации, либо пытаться вырабатывать совместно с ее представителями некую иную культуру, которая включает в себя как традиции и обычаи, принятые в господствующем этносе, так и другие, созданные представителями сравнительно небольших по численности этносов. Первый вариант, как показывает практика, оказывается более простым по реализации, поскольку он позволяет существенно уменьшить количество отрицательных переживаний, которые возникают у представителей титульного народа. Действует сравнительно простой расчет: легче выработать новое у сравнительно небольшой группы людей, чем пытаться изменить сознание и поведение тех, кто существенно превосходит их по численности. В этом мы видим важнейшую особенность формирования толерантности. Терпимость к той или иной культуре находится в определенной зависимости от числа ее носителей. Чем выше доля тех, у кого необходимо сформировать толерантное сознание, тем дольше и сложнее будет происходить этот процесс. Причина заключается в том, что толерантность должна утвердиться на уровне стереотипа поведения каждого человека. Меньшей по численности группе легче примириться с необходимостью учета господствующих на определенной территории норм и правил, чем пытаться изменить стереотипы сознания и поведения преобладающей по численности этнической группы. История показывает, что именно этот механиЗхМ действовал, когда в рамках соединения больших и малых этносов постепенно осуществлялся процесс становления толерантного сознания и поведения. Например, малые народы, населяющие Крайний Север России, общаясь с представителями русского этноса, даже без специального идеологического воздействия, сравнительно быстро освоили многие традиционные формы общения, принятые у этого этноса в трудовой, общественно-политической и духовной |