Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 58]

58 сравнительно небольших по численности этносов.
Первый вариант, как показывает практика, оказывается более простым по реализации, поскольку он позволяет существенно уменьшить количество отрицательных переживаний, которые возникают у представителей титульного народа.
Действует сравнительно простой расчет: легче выработать новое у сравнительно небольшой группы людей, чем пытаться изменить сознание и поведение тех, кто существенно превосходит их по численности.
В этом мы видим важнейшую особенность формирования толерантности.
Терпимость к той или иной культуре находится в определенной зависимости от числа ее носителей.
Чем выше доля тех, у кого необходимо сформировать толерантное сознание, тем дольше и сложнее будет происходить этот процесс.
Причина заключается в том, что толерантность должна утвердиться на уровне стереотипа поведения каждого человека.
Меньшей по численности группе легче примириться с необходимостью учета господствующих на определенной территории норм и правил, чем пытаться изменить стереотипы сознания и поведения преобладающей по численности этнической группы.
История показывает, что именно этот
механизм действовал, когда в рамках соединения больших и малых этносов постепенно осуществлялся процесс становления толерантного сознания и поведения.
Например, малые народы, населяющие Крайний Север России, общаясь с представителями русского этноса, даже без специального идеологического воздействия, сравнительно быстро освоили многие традиционные формы общения, принятые у этого этноса в трудовой, общественно-политической и духовной
деятельности, осуществляемой на производстве и в общественных местах.
Наиболее полно и устойчиво сохраняются специфические этнические нормы только в семейном межличностном и дружеском общении с представителями своего народа.
Фактически то же самое мы наблюдаем, когда характеризуем особенности межнационального общения в тех регионах России, в которых преобладает русский этнос.

К примеру, в регионах, где отсутствует
[стр. 60]

Представители иной этнической культуры сталкиваются со следующей дилеммой: либо постепенно усвоить те нормы и правила межличностного и межгруппового общения, которые приняты у господствующей нации, либо пытаться вырабатывать совместно с ее представителями некую иную культуру, которая включает в себя как традиции и обычаи, принятые в господствующем этносе, так и другие, созданные представителями сравнительно небольших по численности этносов.
Первый вариант, как показывает практика, оказывается более простым по реализации, поскольку он позволяет существенно уменьшить количество отрицательных переживаний, которые возникают у представителей титульного народа.
Действует сравнительно простой расчет: легче выработать новое у сравнительно небольшой группы людей, чем пытаться изменить сознание и поведение тех, кто существенно превосходит их по численности.
В этом мы видим важнейшую особенность формирования толерантности.
Терпимость к той или иной культуре находится в определенной зависимости от числа ее носителей.
Чем выше доля тех, у кого необходимо сформировать толерантное сознание, тем дольше и сложнее будет происходить этот процесс.
Причина заключается в том, что толерантность должна утвердиться на уровне стереотипа поведения каждого человека.
Меньшей по численности группе легче примириться с необходимостью учета господствующих на определенной территории норм и правил, чем пытаться изменить стереотипы сознания и поведения преобладающей по численности этнической группы.
История показывает, что именно этот
механиЗхМ действовал, когда в рамках соединения больших и малых этносов постепенно осуществлялся процесс становления толерантного сознания и поведения.
Например, малые народы, населяющие Крайний Север России, общаясь с представителями русского этноса, даже без специального идеологического воздействия, сравнительно быстро освоили многие традиционные формы общения, принятые у этого этноса в трудовой, общественно-политической и духовной


[стр.,61]

деятельности, осуществляемой на производстве и в общественных местах.
Наиболее полно и устойчиво сохраняются специфические этнические нормы только в семейном межличностном и дружеском общении с представителями своего народа.
Фактически то же самое мы наблюдаем, когда характеризуем особенности межнационального общения в тех регионах России, в которых преобладает русский этнос.

На Урале, как и во многих других регионах, в которых отсутствует этническая оформленность в виде национальной республики, области в трудовом, общественно-политическом общении, при взаимодействии на улице, в театре, в магазине и т.п.
реализуются те нормы, которые были созданы и воспроизводятся в течение многих веков представителями русского этноса.
В то время как в дружеском и семейном общении в той или иной степени воспроизводятся некоторые традиции и обычаи, характерные именно для представителей конкретного этноса.
Наиболее полно это проявляется тогда, когда семья состоит из представителей одного народа.
Родители, неосознанно или осознанно подчиняясь законам воспроизводства своей национальной идентичности, пытаются обучать детей и своему языку, и тем нормам и правилам, которые характерны для того этноса, который они представляют.
Однако и в этом случае возникают значительные трудности с обеспечением воспроизводства национальной культуры.
Подрастающее поколение настолько привыкает к общению на господствующем в данном регионе языке, тем традициям, которые приняты среди их друзей, одноклассников, что уровень знания своей этнической культуры, как и языка, оказывается ниже, чем русского.
Наиболее ярко это проявляется в тех семьях, которые состоят из представителей славянских народов.
Исследования, проведенные среди украинцев, белорусов, живущих на территории России, показали, что в большинстве семей дети либо вообще не знают своего национального языка, либо крайне слабо им владеют.
Уровень представлений об обычаях и

[Back]