Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 61]

61 устойчивости родственных отношений.
Кто стремится ярче проявить свою любовь, тот быстрее осваивает инокультуру.
При общении в общественных местах или на производстве, когда субъектами взаимодействия выступают представители нескольких национальных культур, толерантность чаще всего обеспечивается усвоением и реализацией тех традиций и обычаев, которые характерны для господствующей этнической группы.
Если же возникают проблемы с формированием толерантного поведения, то они, как показывает исторический опыт, основываются на тех стереотипах негативного отношения к представителям конкретного народа, которые распространяются различными способами в общественном сознании.
Механизм возникновения интолерантного поведения следующий.
На примере нескольких, чаще всего в течение длительного времени повторяющихся, фактов проявления национализма, шовинизма представителями какого-либо народа, с помощью СМИ, слухов, преувеличений и т.п.
создается представление о том, что данный народ во всей своей массе обладает совокупностью негативных черт.
Единичное, негативное по содержанию, начинает трактоваться сначала как особенное, а затем, как всеобщее.
При этом какие-либо позитивные этнические характеристики данного народа всячески затушевываются и не выступают содержанием той информации, которую получают о нем представители
других этносов.
Предвзятая, односторонняя информация, которая подтверждается очередным примером тех или иных «злодеяний», создает в
сознании других народов сравнительно за короткий период стереотип негативного отношения ко всем представителям «враждебной» нации.
При столкновении с ее представителями человек тут же переносит этот стереотип на данную личность, не пытаясь выделить в ней какие-либо иные черты, свойственные человеку как таковому или же характерные с точки зрения позитивного содержания для данного народа.
Страх выступает
32 основной причиной возникновения интолерантного сознания и поведения .
[стр. 63]

63 • максимальным проявлением в их поведении того общего, что позволяет им сосуществовать без постоянных конфликтов, препятствующих достижению объединяющей цели.
В семье, состоящей из представителей разных этносов, ведущей потребностью является обеспечение любви и заботы друг о друге.
Поэтому адаптация к национальным особенностям родственников осуществляется в той мере, в какой господствует ориентация на достижение устойчивости родственных отношений.
Кто стремится ярче проявить свою любовь, тот быстрее осваивает инокультуру.
При общении в общественных местах или на производстве, когда субъектами взаимодействия выступают представители нескольких национальных культур, толерантность чаще всего обеспечивается усвоением и реализацией тех традиций и обычаев, которые характерны для господствующей этнической группы.
Если же возникают проблемы с формированием толерантного поведения, то они, как показывает исторический опыт, основываются на тех стереотипах негативного отношения к представителям конкретного народа, которые распространяются различными способами в общественном сознании.
Механизм возникновения интолерантного поведения следующий.
На примере нескольких, чаще всего в течение длительного времени повторяющихся, фактов проявления национализма, шовинизма представителями какого-либо народа, с помощью СМИ, слухов, преувеличений и т.п.
создается представление о том, что данный народ во всей своей массе обладает совокупностью негативных черт.
Единичное, негативное по содержанию, начинает трактоваться сначала как особенное, а затем, как всеобщее.
При этом какие-либо позитивные этнические характеристики данного народа всячески затушевываются и не выступают содержанием той информации, которую получают о нем представители
Ф других этносов.
Предвзятая, односторонняя информация, которая подтверждается очередным примером тех или иных «злодеяний», создает в


[стр.,64]

сознании других народов сравнительно за короткий период стереотип негативного отношения ко всем представителям «враждебной» нации.
При столкновении с ее представителями человек тут же переносит этот стереотип на данную личность, не пытаясь выделить в ней какие-либо иные черты, свойственные человеку как таковому или же характерные с точки зрения позитивного содержания для данного народа.
Страх выступает
основной причиной возникновения интолерантного сознания и поведения32.
Речь идет о социальной разновидности страха, который изначально существует в представлении о «чужих» народах.
Чем активнее будет разрушаться это чувство путем утверждения позитивной по содержанию информации о данном этносе, тем активнее будет формироваться толерантное отношение к нему.
Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов воздействия на те установки, которые уже господствуют в конкретном общественном мнении по поводу особенностей той или иной этнической общности.
Оказание практического воздействия на установки, стереотипы и мнения также подчиняется определенным правилам.
Если взять за основание содержание установок, то их можно разделить, как уже нами отмечалось, на положительные, отрицательные и нейтральные (отсутствие установки).
Действительно, человек склонен что-то защищать, отстаивать, выступать «против» или оставаться безразличным.
Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, остается нейтральным.
Вместе с тем всегда существует сравнительно небольшая часть людей, которая решительно ее разделяет, и другая часть, столь же малочисленная, которая данную проблему решительно отвергает33.
В данном случае распределение мнений и установок подчиняется одному из законов больших чисел и принимает вид так называемого 32 См.: Меренков Л.В.
Педагогика саморазвития личности.
Ек., 2001.
гл.З 33 См.: Королько В.
Г.
Основы пабликрилейшн, 2000.
С.
165.

[Back]