Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 62]

62 Речь идет о социальной разновидности страха, который изначально существует в представлении о «чужих» народах.
Чем активнее будет разрушаться это чувство путем утверждения позитивной по содержанию информации о данном этносе, тем активнее будет формироваться толерантное отношение к нему.
Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов воздействия на те установки, которые уже господствуют в конкретном общественном мнении по поводу особенностей той или иной этнической общности.
Оказание практического воздействия на установки, стереотипы и мнения также подчиняется определенным правилам.
Если взять за основание содержание установок, то их можно разделить, как уже нами отмечалось, на положительные, отрицательные и нейтральные (отсутствие установки).
Действительно, человек склонен что-то защищать, отстаивать, выступать «против» или оставаться безразличным.
Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, остается нейтральным.
Вместе с тем всегда существует сравнительно небольшая часть людей, которая решительно ее разделяет, и другая часть, столь же малочисленная, которая данную проблему решительно
отвергает23.
В данном случае распределение мнений и установок подчиняется одному из законов больших чисел и принимает вид так называемого
"нормального" распределения.
Заметим, что изменить мнения и установки двух крайних групп существенно сложнее, нежели повлиять на нейтральное большинство.
Общественным организациям, работающим в сфере этнических отношений, важно учитывать, что изменить сознание человека, решительно выступающего против определенной проблемы, очень трудно.
И, наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, разделяющего проблему, или симпатизирующего лицу, организации, откровенно отстаивающего
се.
Это обстоятельство отмечал американский исследователь Л.Фестингер еще в
23См.: Меренков А.В.
Педагогика саморазвития личности.
Ек., 2001.
гл.З
[стр. 64]

сознании других народов сравнительно за короткий период стереотип негативного отношения ко всем представителям «враждебной» нации.
При столкновении с ее представителями человек тут же переносит этот стереотип на данную личность, не пытаясь выделить в ней какие-либо иные черты, свойственные человеку как таковому или же характерные с точки зрения позитивного содержания для данного народа.
Страх выступает основной причиной возникновения интолерантного сознания и поведения32.
Речь идет о социальной разновидности страха, который изначально существует в представлении о «чужих» народах.
Чем активнее будет разрушаться это чувство путем утверждения позитивной по содержанию информации о данном этносе, тем активнее будет формироваться толерантное отношение к нему.
Следовательно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов воздействия на те установки, которые уже господствуют в конкретном общественном мнении по поводу особенностей той или иной этнической общности.
Оказание практического воздействия на установки, стереотипы и мнения также подчиняется определенным правилам.
Если взять за основание содержание установок, то их можно разделить, как уже нами отмечалось, на положительные, отрицательные и нейтральные (отсутствие установки).
Действительно, человек склонен что-то защищать, отстаивать, выступать «против» или оставаться безразличным.
Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, остается нейтральным.
Вместе с тем всегда существует сравнительно небольшая часть людей, которая решительно ее разделяет, и другая часть, столь же малочисленная, которая данную проблему решительно
отвергает33.
В данном случае распределение мнений и установок подчиняется одному из законов больших чисел и принимает вид так называемого
32 См.: Меренков Л.В.
Педагогика саморазвития личности.
Ек., 2001.
гл.З 33 См.: Королько В.
Г.
Основы пабликрилейшн, 2000.
С.
165.


[стр.,65]

65 • “нормального” распределения.
Заметим, что изменить мнения и установки двух крайних групп существенно сложнее, нежели повлиять на нейтральное большинство.
Общественным организациям, работающим в сфере этнических отношений, важно учитывать, что изменить сознание человека, решительно выступающего против определенной проблемы, очень трудно.
И, наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, разделяющего проблему, или симпатизирующего лицу, организации, откровенно отстаивающего
ее.
Это обстоятельство отмечал американский исследователь Л.Фестингер еще в
середине 50-х годов.
Он подчеркивал, что индивиды, как правило, не проявляют интереса к информации, полностью не отвечающей их собственной точке зрения или диссонирующей с ней, и, наоборот, склонны искать дополнительную информацию, соответствующую их собственным установкам или созвучную с ними34.
Поэтому при наличии подобного диссонанса целесообразно попытаться устранить или смягчить его.
Как будет показано далее, именно так строит свою деятельность региональная общественная ассоциация “Большой Кавказ” в отношении той части населения, которая резко негативно относится к “кавказцам” вообще.
И достигается это путем поддержки региональных программ развития образования, культуры, проведения благотворительных акций.
Согласно теории Л.Фестингера, легче всего повлиять на установки тех людей, которые еще не определились в своем выборе, занимают колеблющуюся позицию.
Получить поддержку таких людей можно только с помощью понятной, продуманной и убедительной коммуникации и практической деятельности.
Задача организации состоит в том, чтобы перевести человека из латентного состояния с точки зрения формирования установки в состояние широкой информированности, а затем в активное * состояние соучастника социально-позитивной деятельности.
м Рс5Пп§сг Ьсоп А.
А ТЪсоту о( Со§тПУе Окзопапсс.
— Г-ГУ., 1957.
Р.
163.

[Back]