Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 65]

65 не обижать людей, которых необходимо переубедить.
Невозможно переубедить того, кого вы оскорбили или оттолкнули от себя.
Однако следует помнить, что даже при соблюдении всех рекомендаций изменение установок далеко не всегда приводит к желаемому изменению
поведения людей.
Нередко камнем преткновения выступают устоявшиеся стереотипы.

Вернемся к упоминавшимся выше законам формирования и воспроизводства социальных стереотипов(А.В.
Меренков) и обратим еще раз внимание на следующие моменты: • Длительное существование стереотипа и постоянное подтверждение его практикой повышает степень его устойчивости и приводит к усилению однозначной зависимости между установкой и поведением социального субъекта.
• Новые стереотипы возникают в результате трансформации и динамики старых стереотипов.
Отсюда следует, что практически невозможны быстрые изменения привычных форм жизнедеятельности как больших масс людей, так и отдельных индивидов.
Первоочередной задачей является изменение стереотипов сознания, требующее достаточно
длительного времени, а затем, на этой основе — изменение стереотипов поведения.
•Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе
вербального общения.
Однако эмоциональная сторона стереотипа в данном случае недостаточно сформирована.
Нарушение целостности стереотипа и установки (ее аффективного и волевого компонентов) приводит к снижению устойчивости подобных стереотипов и к высокой динамике установок.
Потому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов
и установок должен быть
[стр. 41]

41 РОгСИ^.СЧмЧ ГОСУГЛРСТСёНЯЛЯ БИБЛИОТЕКА • Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе
речевой информации.
Такая схема должного поведения не требует личного участия индивида в действиях с объектами внешнего мира, зато предполагает принять значительную часть знаний на веру (например, нельзя проверить органами чувств напряжение в электросети, увидеть радиоактивное излучение и т.
п.; в таких случаях приходится доверять тому, что сказано специалистами).
При этом возникает опасность того, что передаваться речью будет знание, не соответствующее действительности либо по причине заблуждения самих информаторов, либо специально, для выработки нужного поведения у объекта воздействия.
Видимо, поэтому люди часто стремятся самостоятельно удостовериться в том, что они узнали из книг или в процессе общения.
Предпринимается попытка утвердить стереотип, возникший на основе речевой информации, иным способом — через органы чувств.
Если это удается, то стереотип приобретает высокую устойчивость и изменить его очень трудно, в отличие от вербально сформированного стереотипа.
Дело в том, что в конкретном образе, возникающем в результате личного опыта, дается целостное представление о предмете, фиксирующее его индивидуальные качества, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на воспринимающего.
Формирующийся при этом стереотип сохраняет эмоциональную память о некоторых неповторимых свойствах предмета.
Поэтому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов
не будет порождать сопротивления, если вызывающие их преобразования не ухудшают имеющиеся условия существования общностей и отдельных индивидов, либо улучшают их.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.


[стр.,67]

67 « • не использовать такие приемы и способы воздействия, которые по содержанию или по форме могут обеспокоить людей, спровоцировать непредсказуемые действия.
Как справедливо отмечает В.Г.Королысо, “...презентации, вызывающие обеспокоенность, редко приводят к устойчивому изменению установки”36; • в качестве главного аргумента использовать практические преимущества конкретных действий организации, моральные же доказательства должны быть не более чем вспомогательным средством; • не зазывать людей к себе, а самим идти к ним; • стремиться найти поддержку у представителей всех слоев населения; • не обижать людей, которых необходимо переубедить.
Невозможно переубедить того, кого вы оскорбили или оттолкнули от себя.
Однако следует помнить, что даже при соблюдении всех рекомендаций изменение установок далеко не всегда приводит к желаемому изменению
поведения людей.
Нередко камнем преткновения выступают устоявшиеся стереотипы.

Поэтому не менее важно знать о тех законах, которым подчиняется формирование и воспроизводство социальных стереотипов.
В числе этих законов следующие.37 • Длительное существование стереотипа и постоянное подтверждение его практикой повышает степень его устойчивости и приводит к усилению однозначной зависимости между установкой и поведением социального субъекта.
• Новые стереотипы возникают в результате трансформации и динамики старых стереотипов.
Отсюда следует, что практически невозможны быстрые изменения привычных форм жизнедеятельности как больших масс людей, так и отдельных индивидов.
Первоочередной задачей является изменение стереотипов сознания, требующее достаточно
ф 36 Королько В.Г.
Основы пабликрилейшн, 2000.
С.
167.
37 См.: Меренков А.В.
Социология стереотипов.
Екатеринбург, 2001.


[стр.,68]

68 • длительного времени, а затем, на этой основе изменение стереотипов поведения.
• Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе вербального общения.
Однако эмоциональная сторона стереотипа в данном случае недостаточно сформирована.
Нарушение целостности стереотипа и установки (ее аффективного и волевого компонентов) приводит к снижению устойчивости подобных стереотипов и к высокой динамике установок.
Потому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов и установок должен быть
тесно взаимосвязан с изменением условий физической и социальной среды.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.
• Темпы формирования новых стереотипов и установок у различных социальных субъектов отличаются.
В зависимости от актуализации тех или иных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, происходит более активная или, наоборот, замедленная смена установок и стереотипов.
Перечисленные законы позволяют достаточно четко понять те факторы, от которых в решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны в целом и отдельных народов, состояние социальноэкономического развития регионов, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения * влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.
Кроме того.

[Back]