Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 66]

66 тесно взаимосвязан с изменением условий физической и социальной среды.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.
• Темпы формирования новых стереотипов и установок у различных социальных субъектов отличаются.
В зависимости от актуализации тех или иных потребностей, интересов, ценностных
ориентации, происходит более активная или, наоборот, замедленная смена установок и стереотипов.
Перечисленные законы позволяют достаточно четко понять те факторы, от которых в решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны
в целом и отдельных народов, состояние социальноэкономического развития регионов, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.

Кроме того,
этнические стереотипы и установки выступают результатом актуализации определенных интересов, потребностей и ценностных ориентации личности.
Отметим также некоторые принципы оказания влияния на мнения людей.
Известный американский социальный психолог Хадли Кентрил
о сформулировал 15 "законов" формирования общественного мнения.
Если их обобщить, можно вычленить следующие важнейшие пункты: • мнение, как правило, быстрее формируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления как таковые не приобретут значения
"события"; • события, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна их связь с личными интересами.
Сила убедительности акции, мероприятия, послания возрастает, если они затрагивают или содержат в себе проблемы, вызывающие у людей личную заинтересованность.
Поэтому, чтобы привлечь людей, всегда нужно задать вопрос: какую пользу
[стр. 43]

43 • решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны
и отдельных народов, состояние социально-экономического развития страны, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.

Именно этот процесс может стать, на наш взгляд, отправной точкой формирования позитивной этнической идентичности, о которой говорилось выше.
Как показывают исследования процесса этнической идентификации, возможны три варианта его развития.
Во-первых, этническая идентификация может произойти на основе подражания, когда индивИд осознанно или неосознанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет.
Во-вторых, она может осуществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения могут служить традиции и ценностные ориентации общества.
В-третьих, этническая идентификация может реализоваться на основе свободного и осознанного выбора.
В целом позитивная этническая идентичность личности включает три основных блока: • отношение к своему народу (уважение к нему, гордость за его историю, традиции, ценности, достижения); • отношение к другим народам (признание многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления “меньшинство” “большинство”, “титульный” “нетитульный” народ, принятие другого человека вне зависимости от его национальности и вероисповедания); • взаимоотношения между своим и другими народами (понимание их непохожести и единства как двух сторон единого целого человечества, нуждающегося в самосохранении и выживании)

[стр.,68]

68 • длительного времени, а затем, на этой основе изменение стереотипов поведения.
• Устойчивость стереотипа зависит от способа его формирования.
Стереотип может возникнуть на основе вербального общения.
Однако эмоциональная сторона стереотипа в данном случае недостаточно сформирована.
Нарушение целостности стереотипа и установки (ее аффективного и волевого компонентов) приводит к снижению устойчивости подобных стереотипов и к высокой динамике установок.
Потому, когда требуется привести программы жизнедеятельности людей в соответствие с новыми реалиями, нельзя оперировать только к разуму; в процесс формирования новых стереотипов необходимо включать определенную систему чувственных переживаний человека.
• Процесс формирования новых стереотипов и установок должен быть тесно взаимосвязан с изменением условий физической и социальной среды.
В противном случае возникшие стереотипы могут быть крайне неустойчивыми.
• Темпы формирования новых стереотипов и установок у различных социальных субъектов отличаются.
В зависимости от актуализации тех или иных потребностей, интересов, ценностных
ориентаций, происходит более активная или, наоборот, замедленная смена установок и стереотипов.
Перечисленные законы позволяют достаточно четко понять те факторы, от которых в решающей мере зависит трансформация современных этнических стереотипов, существующих в российском обществе.
С одной стороны, этнические стереотипы отражают исторические особенности развития страны в целом и отдельных народов, состояние социальноэкономического развития регионов, а также межгосударственных и межнациональных отношений.
С другой стороны, на динамику их изменения * влияют текущие социальные и политические события.
Сегодня речь идет о необходимости гуманизации этнических стереотипов.
Кроме того.


[стр.,69]

69 • этнические стереотипы и установки выступают результатом актуализации определенных интересов, потребностей и ценностных ориентаций личности.
Отметим также некоторые принципы оказания влияния на мнения людей.
Известный американский социальный психолог Хадли Кентрил
сформулировал 15 “законов” формирования общественного мнения.
Если их обобщить, можно вычленить следующие важнейшие пункты: • мнение, как правило, быстрее формируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления как таковые не приобретут значения
“события”; • события, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна их связь с личными интересами.
Сила убедительности акции, мероприятия, послания возрастает, если они затрагивают или содержат в себе проблемы, вызывающие у людей личную заинтересованность.
Поэтому, чтобы привлечь людей, всегда нужно задать вопрос: какую пользу
то или иное действие принесет людям, на мнение которых организация хотела бы повлиять? • важную роль в формировании определенного мнения по проблеме является доверие людей к организации.
Если они доверяют ей, то готовы предоставить ее руководству полномочия, превышающие обычные; если же они ей отказывают в доверии, то становятся менее толерантными; • чем больше люди понимают собственные преимущества, создаваемые предлагаемыми проектами, тем они скорее склонны поддерживать эти проекты и даже активно участвовать в них.
Все вышеизложенное позволяет не только понять механизм формирования толерантного поведения как такового, но и сделать выводы относительно содержания той работы, которую предстоит осуществлять организации, стремящейся гуманизировать сферу этнических отношений в конкретном регионе.
Ее деятельность, как было показано выше, должна быть 38 Сапгп! НэсПеу.
Смет* РиЫгс Ормюп.
— N.7..
1972.
Р.
226-230.
4 '

[Back]