70 разнонаправленных тенденций этнической толерантности как характеристики взаимоотношений социальных субъектов. С одной стороны межличностные отношения представителей разных национальностей становятся все более индифферентными по отношению национальной принадлежности друг друга. С другой стороны — возрастает интолерантность по отношению к другим национальностям как способ защиты национальной самости своей этнической группы. Действительно, структура этнического пространства страны была организована иерархически. В разные периоды существования СССР представители то одних, то других этносов оказывались не равны в таких статусных индикаторах, как безопасность, уровень жизни, престиж, перспективы социальной мобильности, объем власти, место в общественном разделении труда. Соответственно этому, индивиды, принадлежавшие к так называемой "титульной” национальности, которая составляла большинство в стране, или к группам меньшинств, оказывались в привилегированном или дискриминируемом положении уже в силу своей этнической принадлежности. При этом в истории советского общества были периоды, когда иерархическое неравенство этнических статусов становилось результатом ранжирования народов по уровню лояльности к государству. Правящая элита конструировала образ врага с четкими этническими признаками. Это давало повод приписывать качество нелояльности всему этносу и принимать по отношению к нему упреждающие меры безопасности или карать за нелояльность. Так, во времена гражданской войны проводилась политика "расказачивания", когда на казачество как субэтнос обрушились массовые репрессии. Казаки имели ограничения в гражданских правах. В конце 30-х годов в Среднюю Азию и Казахстан с Дальнего Востока было депортировано 180 тыс. китайцев и корейцев (См.: Бугай М.Ф. 20-40 годы: депортация населения с территории Европейской России // Отечественная история, 1992,№43.С.37.). В годы Великой Отечественной войны целый ряд народов был огульно обвинен в сотрудничестве с фашистскими оккупантами, |
73 • стороны межличностные отношения представителей разных национальностей становятся все более индифферентными по отношению национальной принадлежности друг друга. С другой стороны возрастает интолерантность по отношению к другим национальностям как способ защиты национальной самости своей этнической группы. Действительно, структура этнического пространства страны была организована иерархически. В разные периоды существования СССР представители то одних, то других этносов оказывались не равны в таких статусных индикаторах, как безопасность, уровень жизни, престиж, перспективы социальной мобильности, объем власти, место в общественном разделении труда. Соответственно этому, индивиды, принадлежавшие к так называемой "титульной" национальности, которая составляла большинство в стране, или к группам меньшинств, оказывались в привилегированном или дискриминируемом положении уже в силу своей этнической принадлежности. При этом в истории советского общества были периоды, когда иерархическое неравенство этнических статусов становилось результатом ранжирования народов по уровню лояльности к государству. Правящая элита конструировала образ врага с четкими этническими признаками. Это давало повод приписывать качество нелояльности всему этносу и принимать по отношению к нему упреждающие меры безопасности или карать за нелояльность. Так, во времена гражданской войны проводилась политика "расказачивания", когда на казачество как субэтнос обрушились массовые репрессии. Казаки имели ограничения в гражданских правах. В конце 30-х годов в Среднюю Азию и Казахстан с Дальнего Востока было депортировано 180 тыс. китайцев и корейцев40. В годы Великой Отечественной войны целый ряд народов был огульно обвинен в сотрудничестве с фашистскими оккупантами, начались чисто этнические чистки, депортации. Это коснулось % -----------------------------------------------------40 См.: Бугай М.Ф. 20-40 годы: депортация населения с терр»гтории Европейской России // Отечественная история, 1992, №43.С.37. |