Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 71]

71 начались чисто этнические чистки, депортации.
Это коснулось советских немцев, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, крымских татар, турок-месхетинцев и других.
Таким
образом, репрессированные народы в момент действия в отношении них соответствующей политики оказались на самом дне этносоциальной стратификации.
Насилие по отношению к отдельным народам приобрело избирательный характер.
Обвинять целые народы в предательстве безнравственно, в каждом есть лучшие и худшие его представители.
Лишь в середине 50-х годов обвинения против этих народов были признаны необоснованными, большинству из них было разрешено вернуться на прежние места.
Тем самым для данных групп территориальный признак как основополагающая этническая характеристика был в значительной мере утрачен, что выступило в дальнейшем одним из факторов, способствующих формированию и распространению толерантного отношения к ним.
В советское время использовались также скрытые формы этнической дискриминации.
Например, в отношении евреев не было законов, подобным тем, что имела царская Россия (о черте оседлости, о процентной норме в учебных заведениях для еврейских детей и т.д.), но им на основе устных инструкций, указаний перекрывали пути к тем статусам, позициям, которые рассматривались властью как особо важные.
В довольно широких масштабах осуществлялись "профилактические" меры по не допуску евреев к государственной тайне, партийно-государственной власти, нередко и к учебе на гуманитарных факультетах, которые рассматривались как
"кузница идеологических кадров".
Скрытой формой дискриминации "не титульных" этнических групп была также языковая русификация.
Статус языка в той или иной стране формируется за счет демографических и административно-политических факторов.
Демографические (по своей сути естественно сложившиеся) механизмы использования языка выражаются в том, что его статус обычно определяется
этнической структурой населения.
Большинство создает доминирующую культурную среду, важнейшим элементом которой является используемый
[стр. 74]

74 • советских немцев, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, крымских татар, турок-месхетинцев и других.
Таким
образам, репрессированные народы в момент действия в отношении них соответствующей политики оказались на самом дне этносоциальной стратификации.
Насилие по отношению к отдельным народам приобрело избирательный характер.
Обвинять целые народы в предательстве безнравственно, в каждом есть лучшие и худшие его представители.
Лишь в середине 50-х годов обвинения против этих народов были признаны необоснованными, большинству из них было разрешено вернуться на прежние места.
Тем самым для данных групп территориальный признак как основополагающая этническая характеристика был в значительной мере утрачен, что выступило в дальнейшем одним из факторов, способствующих формированию и распространению толерантного отношения к ним.
В советское время использовались также скрытые формы этнической дискриминации.
Например, в отношении евреев не было законов, подобным тем, что имела царская Россия (о черте оседлости, о процентной норме в учебных заведениях для еврейских детей и т.д.), но им на основе устных инструкций, указаний перекрывали пути к тем статусам, позициям, которые рассматривались властью как особо важные.
В довольно широких масштабах осуществлялись "профилактические" меры по не допуску евреев к государственной тайне, партийно-государственной власти, нередко и к учебе на гуманитарных факультетах, которые рассматривались как
Нкузница идеологических кадров".
Скрытой формой дискриминации "не титульных" этнических групп была также языковая русификация.
Статус языка в той или иной стране формируется за счет демографических и административно-политических факторов.
* Демографические (по своей сути естественно сложившиеся) механизмы использования языка выражаются в том, что его статус обычно определяется


[стр.,75]

этнической структурой населения.
Большинство создает доминирующую культурную среду, важнейшим элементом которой является используемый
им язык.
Меньшинство вынуждено осваивать этот язык.
Процесс может быть болезненным, но он носит естественный характер.
Власть закрепляет государственный статус языков с помощью законов, инструкций, определяет, какой из них будет служить языком межнационального общения.
Этот путь нередко связан с насилием, принуждением к использованию административно навязанного языка.
В СССР действовали оба механизма.
С одной стороны, русские были самым крупным этносом страны, на русском языке выпускалась основная масса отечественной и переводной литературы, работали средства массовой информации.
Это вызывало естественное стремление людей разных национальностей изучать русский язык.
Для малых этнических групп он был средством выхода в большой мир культуры, в том числе в мир международного общения.
С другой стороны, в СССР действовал и административнополитический механизм, приписывавший всем языкам определенный статус.
Высший статус был придан русскому языку, который выполнял функции языка управления, науки, высшего образования.
Этот язык изучался во всех учебных заведениях, знание его было официальным пропуском для поступления в вуз.
Таким образом, владение русским языком стало важным фактором структурирования социального пространства и социальной мобильности.
Знание русского языка было критерием допуска в студенчество, чиновничество, сферу научной деятельности.
И опять же увеличение русскоязычного населения способствовало нарастанию противоречивых тенденций в сфере этнической толерантности.
С одной стороны повышалась эффективность общения на межличностном уровне, но одновременно возрастала этнодифференциация на уровне отношений национально-этнических групп.
Иерархический характер этносоциальной стратификации усугублялся

[Back]