Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 76]

76 политической сферах, в области национальных отношений в прошлом и настоящем.
Отчасти этим процессом можно объяснить нынешнее положение русскоязычного населения в странах Прибалтики, которое оказалось "козлом отпущения", превратившись в этническое меньшинство.
Ответной реакцией стала активизация русского национализма и шовинизма.
Однако это зачастую происходит как средство манипулирования и политического давления, нежели на уровне обыденного сознания и общественной психологии.
Национализм распространен по всему миру, но особенно опасен в многонациональных государствах.
Необходимо отметить, что понимание национализма в научной и политической литературе постоянно меняется.
В марксистской теории под национализмом понимается система идей о превосходстве своей нации над другими, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями.
Тем самым взаимодействие социальных субъектов с данных позиций исключает само рассмотрение толерантности как характеристики национальных взаимоотношений.
Мировая научная мысль, обобщившая опыт национальных движений в 70-е годы XX, предложила иное понимание
(См.: Айрапетова С.Н.
Мир этносов.
Социально-этническая структура // Социология.
Учебное пособие для студентов
педвузов.
Под ред.
Л.Я.Рубиной.
2-е изд.: Екатеринбург, 1999.
С.
98.).

В соответствии с ним, люди для расширения свободы и самореализации должны
самоидснтифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве.
Верность идее национального, этнического возрождения становится мобилизующей
силой общественных движений.
В английском языке термин "национализм"
используется в нейтральном смысле и не содержит оценочного момента — одобрения или неодобрения.
Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические принципы совпадали.
Данная трактовка кажется нам более перспективной, поскольку позволяет рассматривать толерантность как
[стр. 79]

79 • разрыву экономических связей.
Массу проблем породил также раздел бывшей социалистической собственности.
Усилились имевшие место и раньше антирусские настроения.
На русских и русскоязычное меньшинство в национальных регионах нередко стали списывать все несправедливости, имевшие место в экономической и политической сферах, в области национальных отношений в прошлом и настоящем.
Отчасти этим процессом можно объяснить нынешнее положение русскоязычного населения в странах Прибалтики, которое оказалось "козлом отпущения", превратившись в этническое меньшинство.
Ответной реакцией стала активизация русского национализма и шовинизма.
Однако это зачастую происходит как средство манипулирования и политического давления, нежели на уровне обыденного сознания и общественной психологии.
Национализм распространен по всему миру, но особенно опасен в многонациональных государствах.
Необходимо отметить, что понимание национализма в научной и политической литературе постоянно меняется.
В марксистской теории под национализмом понимается система идей о превосходстве своей нации над другими, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями.
Тем самым взаимодействие социальных субъектов с данных позиций исключает само рассмотрение толерантности как характеристики национальных взаимоотношений.
Мировая научная мысль, обобщившая опыт национальных движений в 70-е годы XX, предложила иное понимание43.

В соответствии с ним, люди для расширения свободы и самореализации должны
самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве.
Верность идее национального, этнического возрождения становится мобилизующей
силой общественных движений.
В английском языке термин "национализм"
43 См.: Айрапетова С.Н.
Мир этносов.
Социально-этническая структура // Социология.
Учебное пособие для студентов
педвуэов.
Под ред.
Л.Я.Рубиной.
2-е изд.: Екатеринбург, 1999.
С.
98.


[стр.,80]

используется в нейтральном смысле и не содержит оценочного момента одобрения или неодобрения.
Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические принципы совпадали.
Данная трактовка кажется нам более перспективной, поскольку позволяет рассматривать толерантность как
характеристику качества взаимоотношений национальных субъектов переходя от и толерантности к индифферентному и толерантному их качеству.
В период перестройки СССР, когда национальные движения на какомто этапе способствовали падению тоталитарного имперского режима, понимание национализма в нашей науке и политической практике стало ближе к такой трактовке.
Однако, получив свободу для себя, титульные народы в лице политической элиты республик бывшего Союза оказались не готовыми предоставить равенство другим национальностям.
Их политика нередко открыто строилась и продолжает строиться сейчас на доминировании коренных этносов.
Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции в другие регионы меняют отношение к самому понятию национализма в российском общественном мнении.
В результате и в публицистике, и в практической политике национализм все чаще стал трактоваться в прежнем негативном значении, хотя одновременно усиливается толерантное отношение к своей национальности и национальности “другого” на уровне межличностного взаимодействия.
Обвинения в "агрессивном национализме", "национал патриотизме”, выдвигаемые в адрес некоторых республиканских лидеров и движений, порождают ответную негативную реакцию по отношению к Центру, которая переносится на местное русское население.
Таков механизм возникновения межэтнического напряжения.
Национализм многолик и разнообразен по содержанию, по решаемым вопросам и по формам проявления.
Он может выступать в облике фашизма, расизма, под маской научности, в облике великодержавного шовинизма, как национализм малых народов, склонных к замкнутости, обособленности, как насильственная ассимиляция малых

[Back]