Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 94]

94 Заметим, что, как отмечают исследователи, занимающиеся изучением межнациональных отношений, чувство гордости в связи с принадлежностью к определенной нации основано на ощущении общности с близкими, родными людьми, максимально полного, успешного и надежного взаимодействия с окружающими, а не на противопоставлении своей нации другим и ее превосходстве над ними.
Так, по данным опроса немецкой молодежи, опубликованным в журнале
"8р1§еГ в 1994 году (№38), при ответе на вопрос "Превосходят ли немцы какой-либо другой народ?" 52% опрошенных дали отрицательный ответ и еще 45% ответили, что "немцы превосходят некоторые народы".49 По данным наших исследований незначительная часть респондентов 16% "часто", а 32% "иногда" испытывают чувства обиды или унижения в связи с национальной принадлежностью.
Если при этом учесть, что более 50% не смогли припомнить случая, когда бы они пострадали в результате конфликта на национальной почве, и еще порядка 20% пережили этот опыт несколько лет назад, то можно предположить, что обиду за нацию приходится переживать не в форме обиды за себя лично, а за поступки своих соотечественников.
Тем самым понимание человеком своей национальности лично (Яконцепция) и ощущение национальности как принадлежности к определенной социальной группе (Я и другие) обусловлено несколько различными основаниями и критериями.
Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень.

Опять же заметим, что налицо явное противоречие между насаждаемыми СМИ агрессивными и конфликтными характеристиками
национальных и этнических отношений в современной России и достаточно спокойным, толерантным и даже позитивным восприятием национальности у населения республики.
Обратим внимание также на остальные высказывания респондентов.
Так,
[стр. 103]

татары, немцы, евреи, представители кавказских национальностей) 70-90% в каждой группе отметили, что “испытывают гордость за свою нацию”.
Заметим, что, как отмечают исследователи, занимающиеся изучением межнациональных отношений, чувство гордости в связи с принадлежностью к определенной нации основано на ощущении общности с близкими, родными людьми, максимально полного, успешного и надежного взаимодействия с окружающими, а не на противопоставлении своей нации другим и ее превосходстве над ними.
Так, по данным опроса немецкой молодежи, опубликованным в журнале
“5р1е§еГ в 1994 году (№38), при ответе на вопрос “Превосходят ли немцы какой-либо другой народ?” 52% опрошенных дали отрицательный ответ и еще 45% ответили, что “немцы превосходят некоторые народы”.*9 По данным наших исследований незначительная часть респондентов 16% “часто”, а 32% “иногда” испытывают чувства обиды или унижения в связи с национальной принадлежностью.
Если при этом учесть, что более 50% не смогли припомнить случая, когда бы они пострадали в результате конфликта на национальной почве, и еще порядка 20% пережили этот опыт несколько лет назад, то можно предположить, что обиду за нацию приходится переживать не в форме обиды за себя лично, а за поступки своих соотечественников.
Тем самым понимание человеком своей национальности лично (Яконцепция) и ощущение национальности как принадлежности к определенной социальной группе (Я и другие) обусловлено несколько различными основаниями и критериями.
Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень.
Опять же заметим, что налицо явное противоречие между насаждаемыми СМИ агрессивными и конфликтными характеристиками
49 Ьир:// умумум.
гп$пр.ги/(татсОЛ1Ьгагу...


[стр.,104]

104 • национальных и этнических отношений в современной России и достаточно спокойным, толерантным и даже позитивным восприятием национальности у населения уральского региона.
Обратим внимание также на остальные высказывания респондентов.
Так,
социально-политическое начало национальности, связанное с объединением людей, достижением общей цели (или, наоборот, с разъединением и разобщением) видят лишь немногие.
Вероятно, общее представление о национальности как какой-то достаточно большой группе людей, объединенных общими интересами, и одновременно транслируемая в СМИ информация о межнациональной вражде приводят к отсутствию четкого мнения по этому вопросу.
Интересным представляется мнение респондентов о том, чго национальность как таковая вообще устарела.
Хотя в целом по массиву ^ опрошенных доля сторонников данной позиции невелика (7%), но в некоторых группах (например, в возрастной группе 20-29 лет, среди опрошенных респондентов татарской национальности) она достигает 33%.
Тем самым полученные эмпирические данные еще раз позволяют зафиксировать противоречие между пропагандируемыми СМИ национальными и патриотическими ценностями с точки зрения этноцентрических позиций и релятивистским и толерантным отношением к национальности со стороны большинства населения.
Отмечаемая нами тенденция распространения толерантности как характеристики национальных отношений именно на уровне взаимодействия отдельных индивидов и и толерантности как характеристики национальных отношений, пропагандируемых СМИ и иными государственными структурами, еще раз находит свое подтверждение в эмпирическом материале.
Важным для понимания межличностного восприятия национальной принадлежности окружающих является то, по каким критериям человек • относит себя и других людей к той или иной национальности (этноидентификационных и этнодиффсренцирующих критериях).


[стр.,127]

Личностный уровень национальных отношений отличается более высокой степенью толерантности, нежели межгрупповой или межгосударственный уровень.
Тенденции толерантности противоречивы.
С одной стороны, происходит размывание национальных критериев, ассимиляция национальных признаков и черт.
С другой стороны, в национальном сознании индивидов сохраняются национально-этнические стереотипы, устойчивы представления об специфических характерологических особенностях представителей той или иной нации.
Формирование толерантности со стороны русского населения происходит, иначе, нежели формирование толерантности со стороны “нерусских” национально-этнических групп.
Субъективная готовность населения к переходу на толерантный уровень межнационального взаимодействия достаточно высока, для подавляющего большинства вполне возможным представляется мирное сосуществование социальных субъектов различных национально-этнических групп.
Наиболее очевидной является “антикавказская” мотивация.
Основным фактором распространения данного стереотипа являются государственные конфликты, активно транслируемые и акцентируемые СМИ.
Зафиксировано явное противоречие: в качестве субъектов реальных этнических конфликтов выступают конкретные люди, т.е.
эти конфликты рассматриваются на межличностном уровне.
В качестве же конфликтогенных факторов называются социальные институты или государственная политика, т.е.
в данном случае речь идет о более высоком социальном уровне этнических взаимодействий.
В качестве детерминант этнических установок присутствуют совершенно разноуровневые процессы: от нечестности как характеристики конкретного индивида, через конкурентность полиэтнической группы мигрантов до военных конфликтов в масштабе государства.

[Back]