Проверяемый текст
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович. Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 97]

97 традиции, обычаи и национальный язык.
Заметим здесь, что особенности национальной культуры в целом, определяющей как характерные черты образа жизни в целом, так и лежащие в основе жизненных ценностей отдельного человека, практически не рассматриваются населением в качестве
этноднфференцирующих признаков (образ жизни и жизненные ценности как критерий отнесения человека к той или иной национальности отметили лишь 1-2% респондентов).
Только отдельные наиболее яркие и очевидные характеристики национальной культуры, такие как традиции, обычаи или язык могут рассматриваться критериями определения национальной принадлежности
"другого".
Вероятно, "чужая" традиция, обычай фиксируются значительно явственнее и воспринимаются как нечто особенное, необычное, в отличие от собственных традиций и обычаев, которые во многом осознаются как привычный образ жизни и способ существования.
Малозначимы в качестве признаков отнесения к той или иной национальной принадлежности черты характера, внешность, территория
проживания человека (по 20% опрошенных).
Вероятно, характер и внешность рассматриваются большинством как характеристики индивидуальности личности, но не как неотъемлемые и обязательные характеристики национальной принадлежности.
Проблематичным является и вопрос о территории проживания человека в связи с определением его национальности.
В последнее десятилетие активизировались процессы миграции населения.
Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, это связано с распадом Советского Союза, изменением социально-экономических и социально-политических условий проживания населения разных национальностей в тех или иных бывших республиках СССР.
Во-вторых, снятие
"железного занавеса" увеличило миграционные потоки, связанные не только с переселением в другую страну на постоянное место жительства, но и в связи с профессиональной деятельностью, учебой или культурным обменом.
[стр. 106]

1.
Национальная принадлежность “другого” считается объективно обусловленной (биологически данной “от природы”, или “данной свыше”, “от бога”).
2.
Национальная принадлежность дана от рождения, неизменна.
3.
Национальную принадлежность не выбирают, она априорна.
4.
Национальность человека не может служить критерием для оценки его личностных качеств и выстраивания отношения к нему, т.к.
она от него не зависит.
Как мы видим, толерантность как качественная характеристика национальных взаимоотношений, у большинства респондентов содержится в самой основе понимания критериев отнесения к определенной национальности “другого”.
Вторым по значимости моментом, определяющим национальную принадлежность (примерно для половины респондентов) выступают традиции, обычаи и национальный язык.
Заметим здесь, что особенности национальной культуры в целом, определяющей как характерные черты образа жизни в целом, так и лежащие в основе жизненных ценностей отдельного человека, практически не рассматриваются населением в качестве
этнодифференцирующих признаков (образ жизни и жизненные ценности как критерий отнесения человека к той или иной национальности отметили лишь 1-2% респондентов).
Только отдельные наиболее яркие и очевидные характеристики национальной культуры, такие как традиции, обычаи или язык могут рассматриваться критериями определения национальной принадлежности
“другого”.
Вероятно, “чужая” традиция, обычай фиксируются значительно явственнее и воспринимаются как нечто особенное, необычное, в отличие от собственных традиций и обычаев, которые во многом осознаются как привычный образ жизни и способ существования.
Малозначимы в качестве признаков отнесения к той или иной национальной принадлежности черты характера, внешность, территория


[стр.,107]

проживания человека (по 20% опрошенных).
Вероятно, характер и внешность рассматриваются большинством как характеристики индивидуальности личности, но не как неотъемлемые и обязательные характеристики национальной принадлежности.
Проблематичным является и вопрос о территории проживания человека в связи с определением его национальности.
В последнее десятилетие активизировались процессы миграции населения.
Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, это связано с распадом Советского Союза, изменением социально-экономических и социально-политических условий проживания населения разных национальностей в тех или иных бывших республиках СССР.
Во-вторых, снятие
“железного занавеса” увеличило миграционные потоки, связанные не только с переселением в другую страну на постоянное место жительства, но и в связи с профессиональной деятельностью, учебой или культурным обменом.
В-третьих, неравномерное социально-экономическое развитие отдельных регионов России приводит к перемещению значительной части населения в “благополучные” районы.
В-четвертых, продолжающиеся военные конфликты на некоторых территориях России также способствуют увеличению численности миграционных потоков.
Тем самым проживание человека на той или иной территории не является постоянным и, что очевидно для большинства респондентов, не может рассматриваться в качестве этнодифференцирующего признака.
Показательной, с точки зрения тенденций толерантности в национальных отношениях, оказывается выявленная в ходе исследования позиция респондентов относительно вопроса о необходимости указывать национальность в паспорте.
55% опрошенных не имеют категорической позиции по данному вопросу (ответы: “можно”, “не обязательному “не знаю”

[Back]