Проверяемый текст
Цыкало, Алла Витальевна; Основные направления внешней политики Итальянской Республики на современном этапе (Диссертация 2006)
[стр. 124]

124 по бывшей Югославии и отношении югославских руководителей (арест С.Милошевича, как известно, явился результатом этого решения).
Кроме того, активная роль в военной операции против Югославии, по мнению официального Рима, обеспечила стране место в ведущей «пятерке» НАТО (наряду с США, Великобританией, Францией и ФРГ), что дает возможность рассчитывать на расширение итальянского присутствия в военных структурах альянса.
Италия будет также добиваться закрепления за собой статуса «куратора» сближения государств региона с Западом.
Большой интерес в связи с балканской тематикой представляла вторая конференция послов стран ЕС, организованная в Риме в начале сентября 1999 г.
Поскольку она состоялась вскоре после эскалации косовского
кризиса, то ее проведение предоставило итальянским властям возможность заявить свою позицию как непосредственно по данной проблеме, так и по тем трансформациям, которые произошли в глобальной системе международной безопасности после натовского вмешательства в конфликт.
В
то же время косовский конфликт сам по себе не рассматривался в официальной внешнеполитической доктрине Италии как событие первостепенной важности в глобальном масштабе.
Напротив, согласно итальянской точке зрения, «косовский кризис продемонстрировал прочность Европейского союза, который вышел с честью из данной ситуации, благодаря союзу с США и сотрудничеству с новой Россией в рамках, пусть и несовершенных, Устава ООН».' Именно этим объясняют итальянцы оправданность вмешательства
НАГО в Югославию даже несмотря на то, что, как открыто признал в своем заявлении глава МИД Л.Дини, действия НАТО против Югославии1 1Carlo Azelio Ciampi, Intervento del Presidente della Repubblica Italiana in occasions dell' inconlro con gli ainbasciatori italiani nel mondo, (Выступление Президента Итальянской Республики Карло Алзелио Чампи навстрече итальянских послов, аккредитованных в зарубежных государствах), Gazzctta Officiate, сентябрь 1999, №9.
[стр. 124]

страны Запада ясных представлений о целях и последствиях беспрецедентной iвоенной интервенции в Европе за вторую половину XX в.» .
Сознавая ограниченность своих возможностей существенно повлиять на ход событий и стремясь сохранить взаимодействие с партнерами по Контактной группе прежде всего с США и странами ЕС, Италия настойчиво старалась найти оптимальный подход к косовской проблеме, способный надолго стабилизировать регион, составной частью которого она себя считает.
Отсюда активные поиски оригинальных решении примиряющих различные, а порой и противоположные интересы враждующих сторон.
В рамках атлантической солидарности итальянское руководство поддержало силовую акцию НАТО против Югославии и предоставило свои военные авиабазы для бомбардировок Югославии.
Премьер-министр М.
Д'Алема в публичных заявлениях обосновывал военные удары по СРЮ «гуманитарными преступлениями 2 режима С.
Милошевича против этнических албанцев в Косово» .
Исходя из этой посылки, правительство Италии поддержало решение Международного трибунала по бывшей Югославии в отношении югославских руководителей (арест С.
Милошевича, как известно, явился результатом этого решения).
Кроме того, активная роль в военной операции против Югославии, по мнению официального Рима, обеспечила стране место в ведущей «пятерке» НАТО (наряду с США, Великобританией, Францией и ФРГ), что дает возможность рассчитывать на расширение итальянского присутствия в военных структурах альянса.
Италия будет также добиваться закрепления за собой статуса «куратора» сближения государств региона с Западом.
Большой интерес в связи с балканской тематикой представляла вторая конференция послов стран ЕС, организованная в Риме в начале сентября 1999 г.
Поскольку она состоялась вскоре после эскалации косовского
1Caraccioiolo L.
Moriré per Prístina? La Trappola Balcani // La Repubblica.
1998.
13.08.
2 Pasquino G.
Déficit democrático e leadership dell'Unione Europea.
// Teoría política.
2000.
No.l.
124

[стр.,125]

т кризиса, то ее проведение предоставило итальянским властям возможность л заявить свою позицию как непосредственно по данной проблеме, так и по тем трансформациям, которые произошли в глобальной системе международной безопасности после натовского вмешательства в конфликт.
Весьма
показательным отголоском косовских событий представляется сделанное на этой конференции заявление президента Италии К.А.
Чампи о том, каким образом Италии представляет дальнейшее развитие системы международного права.
По мнению итальянского президента, все отчетливее проявляется тенденция к тому, что сегодняшнее международное право постепенно будет трансформироваться в «конституционное право народов», важнейшими составными частями этого будущего права народов должны стать транснациональные юридические гарантии соблюдения прав и основных свобод человека повсюду в мире и, соответственно, законное право введения тех или иных санкции, которые могут привести, согласно официальной итальянской доктрине к «всемирному правовому государству» (зачатки последнего наблюдаются уже сейчас в тенденциях ко все большему углублению сотрудничества и взаимозависимости между всеми странами).
Вполне очевидно, что если признать эту итальянскую доктрину как имеющее юридическую силу толкование международного права, то действия НАТО в Югославии, совершенные за полгода до данной речи К.А.
Чампи, выглядят вполне правомерными и законными.
Естественно и то, что дальнейшее развитие и закрепление в общественном мнении данной итальянской доктрины будет способствовать легализации так называемых «гуманитарных интервенции», признанию «юридической силы наднациональных решений».
Весьма недвусмысленно это подчеркнул тогдашний министр иностранных дел Италии Л.
Дини в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН осенью 1999 г.
Он особо I Cario Azelio Ciampi, Intervento del Presidente della Repubblica Italiana in occasione dell' incontro con gli ambasciatori italiani nel mondo, (Выступление Президента Итальянской Республики Карло Адзелио Чампи на встрече итальянских послов, аккредитованных в зарубежных государствах), Gazzetta Ufficiale, сентябрь 1999, №9.
125

[стр.,126]

подчеркнул, что «ни одно государство не может отсидеться за суверенитетом границ» в случае, если им нарушаются права человека.
Далеко идущие последствия такой логики вполне очевидны» .
Одной из ее основ служит постулат о том, что эволюция в мировом развитии, произошедшая за 55 лет с момента одобрения Устава ООН, должна в гораздо более полной мере учитываться при принятии решений, и потому нормы и принципы Устава, посвященные, прежде всего, уважению суверенитета государств, неприкосновенности границ, неиспользованию силы в урегулировании конфликтов, требуют, по мнению итальянцев, модернизированной трактовки и нового толкования.
В то же время косовский конфликт сам по себе не рассматривался в официальной внешнеполитической доктрине Италии как событие первостепенной важности в глобальном масштабе.
Напротив, согласно итальянской точке зрения «косовский кризис продемонстрировал прочность Европейского союза, который вышел с честью из данной ситуации, благодаря союзу с США и сотрудничеству с новой Россией в рамках, пусть и несовершенных, Устава ООН»2.
Именно этим объясняют итальянцы оправданность вмешательства
НАТО в Югославию даже несмотря на то, что, как открыто признал в своем заявлении глава МИД Л.
Дини, действия НАТО против Югославии
действительно нарушали принципы Устава ООН.
«Сегодня мы оказались в таком положении, когда перед лицом кризисов, подобных косовскому, в народном сознании в наших странах возникает желание вмешаться»з Характерной особенностью дипломатии в период балканского кризиса стало настойчивое стремление Италии подчеркнуть не только свою полную и безоговорочную приверженность всем действиям Североатлантического альянса, но и тот факт, что Италия находилась в тот момент в первом ряду 1Там же 2Carlo Azelio Ciampi, Intervento del Presidente della Repubblica Italiana in occasione dell' incontro con gli aínbascíatori italíani nel mondo, (Выступление Президента Итальянской Республики Карло Адзелио Чампи на встрече итальянских послов, аккредитованных в зарубежных государствах), Gazzetta Ufficiale, сентябрь 1999, №9.
3Там же.
126

[Back]