Проверяемый текст
Федотов, Алексей Владимирович; Кража, совершаемая с незаконным проникновением в жилище : Уголовно-правовые и криминологические аспекты (Диссертация 2004)
[стр. 43]

предназначаемых для последующего использования при совершении преступления.
Предстоящее применение этих средств должно входить в план совершения общественно опасного деяния, и виновный рассчитывает именно с их помощью обеспечить себе возможность или существенно увеличить шансы на совершение кражи чужого имущества.

Раскрывая характер обстоятельств, свидетельствующих о повышенной общественной опасности краж, совершаемых с незаконным проникновением в жилище,
в том числе на дачу, отметим следующее: во-первых, наряду с посягательствами на личную собственность граждан имеет место прямое нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность их жилища покоя их личной жизни; во-вторых, проникновение в жилище, в том числе и садовый домик, практически всегда сопровождается повреждением или уничтожением имущества граждан (дверей, окон и т.д.); в-третьих, при совершении указанного вида преступлений создается возможность причинения большого ущерба потерпевшим и обогащения похитителей за счет нетрудовых доходов, так как преступники могут выбрать наиболее ценные вещи, в то время когда немалая часть указанных преступлений не раскрывается (уровень раскрываемости колеблется от 10 до 35%).
Так, в ноябре 2008 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие квартирных и дачных краж и реализации полученной оперативной информации сотрудниками ОУР УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району, задержаны жители Брянской и Владимирской областей, которые в составе преступной группы совершили 13 краж из дач и частных домовладений; — сотрудниками ОУР УВД по городскому округу Орехово-Зуево и Орехово-Зуевскому муниципальному району' задержаны двое уроженцев г.
Орехово-Зуево, которые в составе устойчивой преступной группы занимались кражами из дач и частных домовладений.
Установлена их причастность к совершению 10 краж из дач и частных домовладений; 43
[стр. 26]

26 щего использования при совершении преступления.
Предстоящее применение этих средств должно входить в план совершения общественно опасного деяния, и виновный рассчитывает именно с их помощью обеспечить себе возможность или существенно увеличить шансы на совершение кражи чужого имущества.

Следственная и судебная практика свидетельствует о том, что кражи, совершаемые с незаконным проникновением в жилище, совершают наиболее опытные воры, среди которых велика доля рецидивистов и лиц, нигде не работающих.
В большинстве случаев преступники объединяются в хорошо организованные, относительно устойчивые группы, специализирующиеся по способу проникновения.
Перед совершением преступлений они, как правило, проводят тщательную разведку: выявляют по внешним факторам и материальному достатку хозяев, определяют имеется ли в жилище ценное имущество, изучают систему замков дверей, защиту окон, охранную сигнализацию и т.п., после этого выбирают способ проникновения в жилище.
При совершении такого рода деяний виновные прилагают дополнительные, подчас весьма значительные усилия, ухищрения, чтобы преодолеть преграды и получить доступ к имуществу, находящемуся в жилище.
При этом преступники взламывают замки, двери, ворота, устраивают проломы в стенах, полу, потолке зданий, срывают рамы и решетки окон и т.д., чем наносят серьезный ущерб материальным объектам собственности.
Следственные органы и суды для решения вопроса о квалификации кражи рассматривают ее объективную и субъективную стороны, в частности, учитываются способы проникновения в жилище.
Как мы уже отмечали, под проникновением понимается вторжение в жилище с целью совершения кражи.
Оно может совершаться не только тайно, но и открыто, как с преодолением препятствий, так и беспрепятственно, а равно с помощью приспособлений (например, крюков, «удочек», магнитов, засасывающих шлангов, щипцов и др.), позволяющих преступ

[стр.,32]

32 * Проникновение при краже, прежде всего, предполагает появление в помещении или вторжение в иное хранилище путем преодоления препятствий, применения насилия либо обмана.
Преодоление препятствий означает использование тех или иных технических средств, взлом замков, совершение поджогов и пр.
Применение насилия предполагает преодоление сопротивления тех лиц, которым поручена охрана помещений или иных хранилищ.
Использование обмана заключается во введении таких лиц в заблуждение путем предъявления им подложных документов либо иным подобным способом.
Согласно разъяснению Верховного Суда СССР, под проникновением следует понимать вторжение в незакрытое (незапертое) помещение или иное хранилище помимо воли лиц, работающих либо в силу иных обстоятельств законно находящихся или в данное время отсутствующих в ука* занных местах, даже в случаях использования того обстоятельства, что эти лица оставили помещение незакрытым, без охраны.
Согласно этому определению, появление без каких-либо ухищрений, обмана либо насилия в помещении или ином хранилище, которое в тот момент оказалось по каким-либо причинам незапертым и неохраняемым, может рассматриваться как проникновение.
В то же время Верховный Суд СССР акцентирует внимание на том, 4 что одним из обязательных признаков проникновения является предумышленный характер вторжения.
Такое решение вопроса обоснованно и отражает степень общественной опасности краж, совершаемых с проникновением.
Раскрывая характер обстоятельств, свидетельствующих о повышенной общественной опасности краж, совершаемых с незаконным проникновением в жилище,
отметим следующее: во-первых, наряду с посягательствами на личную собственность граф ждан имеет место прямое нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность их жилища покоя их личной жизни;

[стр.,33]

33 во-вторых, проникновение в жилище часто сопровождается поломкой дверей, окон и т.д., т.е.
уничтожением имущества граждан; в-третьих, облегчается само изъятие похищенного имущества, создается возможность причинения большого ущерба потерпевшим и обогащения похитителей за счет нетрудовых доходов, так как преступники могут выбрать наиболее ценные вещи, и к тому же немалая часть указанных преступлений не раскрывается.
Вышесказанное свидетельствует о серьезной общественной опасности содеянного и об особой дерзости виновных лиц.
Правильная квалификация каждого случая кражи требует конкретной оценки с учетом всех обстоятельств дела, дифференцированного подхода.
Нет оснований для квалификации как похищения «с проникновением в жилище» краж личного имущества с перил балконов, особенно расположенных в домах на первом этаже, из подвалов и кладовых многоквартирных жилых домов.
В разъяснениях Пленума Верховного Суда СССР, в постановлении № 11 от 5 сентября 1986 г.
«О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» в перечне вспомогательных помещений, образующих составную часть жилища, балконы и кладовые указаны без какой-либо оговорки.
Например, без указания того, что кладовые находились в индивидуальных домах.
Это не способствует устранению судебных ошибок.
В ответах судебной коллегии по уголовным делам и отдела обобщения судебной практики Верховного Суда СССР, опубликованных в 1983 г.
и последующих руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда СССР, в постановлениях № 2 от 26 апреля 1984 г.
№ 11 от 5 сентября 1986 г.
говорится, что проникновение может совершаться и с помощью приспособлений, позволяющих виновному извлекать похищаемые предметы без входа в жилище.

[Back]