Проверяемый текст
Бурдина, Елена Александровна. Самосовершенствование преподавателя высшей школы в процессе изучения научно-педагогической деятельности известных ученых-естествоиспытателей (Диссертация 2005)
[стр. 102]

новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий.
Им разработано примерное расписание уроков во всех шести классах гимназии.
Менделеев
считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т.д.; в пределах учебного времени проводить специальные уроки по отечествоведению.
Его заботила необходимость улучшения постановки художественного образования и эстетического воспитания.
Во главу всего гимназического цикла дисциплин он ставил русский язык, формирование у учащихся сознательного, прилежного отношения к своему родному слову.
Уже в самый ранний период своего творчества, в конце 50 начале 60-х гг.
XIX в., Менделеев увидел серьезную опасность для развития науки в
ее антигуманных позитивистских настроениях.
В призывах
Конга, Милля и Спенсера "подняться выше философских спекуляций" он заметил отказ не только от философии вообще, но и от теоретической интерпретации фактов, близорукое подчинение утилитарным технократическим требованиям в ущерб подлинному союзу науки с производством.
В связи с этим он повел решительную борьбу за гуманизацию науки и образования, за единение естествознания и философии, за такое философское мировоззрение натуралистов, которое привело бы к широким теоретическим обобщениям, к научным прогнозам и практически полезным результатам (для производства).
Едко, с сарказмом критиковал он сторонников прикладного естествознания, очищенного от доктрин: "Годно для практики —вот все, чего хотят и чем удовлетворяются.
Делается это будто и практично, но для практики вовсе не пригодно, потому что прилажено к прошлому, недостаточно для будущего, есть покорность факту, а не обладание им, орудие надобности, но не власть знания".

Вопрос слушателям: Какие другие ученые — естественники и математики прошлого высказывались по поводу тесной связи этих направлений знания с
[стр. 86]

§ 3.
Философско-методологические и педагогические взгляды и воззрения великих естествоиспытателей прошлого в дополнительном профессиональном образовании и самообразовании преподавателей вузов В данном параграфе мы отвлечемся от биографического компонента информации о педагогической деятельности известных естествоиспытателей и акцентируем внимание на их философскометодологических и методолого-педагогических взглядах и возможностях их использования в дополнительном образовании преподавателей вузов и их самообразовании.
Представим соответствующий фрагмент учебной информации, связанный с философско-педагогическими взглядами Д.
И.
Менделеева [48].
Представляется в высшей степени поучительным то обстоятельство, что идеи Д.
И.
Менделеева о гуманизации образования, об организации педагогического процесса, о принципах формирования у молодых людей "миросозерцания” (термин, наиболее часто употребляемый Менделеевым) настолько созвучны сегодняшнему дшо, что многие из них могли и нынче стать исключительно эффективным, в буквальном смысле слова 44боевым руководством ” к действию.
Он написал более 40 работ по актуальным вопросам педагогики и народного образования, среди которых "Заметки по вопросу о преобразовании гимназий", "Заметки о народном просвещении в России", "О подготовке учителей и профессоров" (глава 7 в книге "Заветные мысли"), "Проект училища наставников" и другие.
Д.
И.
Менделеев, отдавший, по его выражению, "цвет своей жизни посильному служению на пользу образования русского юношества", с твердым убеждением, аргументировано доказывал необходимость введения целого ряда конкретных дидактических и методических новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий.
Им разработано примерное расписание уроков во всех шести классах гимназии.
Менделеев


[стр.,87]

считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т.д.; в пределах учебного времени проводить специальные уроки по отечествоведению.
Его заботила необходимость улучшения постановки художественного образования и эстетического воспитания.
Во главу всего гимназического цикла дисциплин он ставил русский язык, формирование у учащихся сознательного, прилежного отношения к своему родному слову.
Уже в самый ранний период своего творчества, в конце 50 начале 60-х гг.
XIX в., Менделеев увидел серьезную опасность для развития науки в
се антигуманных позитивистских настроениях.
В призывах
Конта, Милля и Спенсера "подняться выше философских спекуляций” он заметил отказ не только от философии вообще, но и от теоретической интерпретации фактов, близорукое подчинение утилитарным технократическим требованиям в ущерб подлинному союзу науки с производством.
В связи с этим он повел решительную борьбу за гуманизацию науки и образования, за единение естествознания и философии, за такое философское мировоззрение натуралистов, которое привело бы к широким теоретическим обобщениям, к научным прогнозам и практически полезным результатам (для производства).
Едко, с сарказмом критиковал он сторонников прикладного естествознания, очищенного от доктрин: "Годно для практики вот все, чего хотят и чем удовлетворяются.
Делается это будто и практично, но для практики вовсе не пригодно, потому что прилажено к прошлому, недостаточно для будущего, есть покорность факту, а не обладание им, орудие надобности, но не власть знания".

Вся педагогическая деятельность Менделеева проникнута именно такого рода идеями борьбы против одностороннего практицизма и технократизма.
Освещению в лекциях и учебниках как можно большего количества "положительных знаний" он противопоставил "образование, основанное в большей или меньшей степени на философских началах", на

[Back]