Проверяемый текст
Бурдина, Елена Александровна. Самосовершенствование преподавателя высшей школы в процессе изучения научно-педагогической деятельности известных ученых-естествоиспытателей (Диссертация 2005)
[стр. 108]

учебнике) отведено свое место, писал Менделеев.
—Однако главным предметом сочинения служат философские начала нашей науки1'.
Очень важно отметить, что под философскими началами химии Менделеев понимал отнюдь не натурофилософскую интерпретацию природных явлений, а логическую упорядоченность научного знания и познавательную активность субъекта.
Естественно научные компоненты образования у него были органически слиты с гуманитарными.
Он вводил студента в здание науки с переднего входа, с показа социальных и гносеологических факторов, обусловливающих возникновение научных проблем.
Затем освещал различные, в том числе альтернативные, подходы ученых к решению возникших проблем, приглашая
участвовать в разгадке тайн природы и студентов.
Менделеев показывал борьбу мнений как фактор развития науки, достигнутые успехи и простор для поиска, новых решений.
Резко выступая против изложения голых фактов,
или готовых мертвых знаний, Менделеев категорически отвергал обесчеловеченные истины и обесчеловечение педагогического процесса — практику вхождения в изучаемый предмет с обратного конца: с бездумного, лигиенного творческих начал заучивания формул.
Вопрос слушателям: Сегодня, как Вам известно, эта идея именуется терминами: «методологизация учебного знания», «историко-научное наполнение содержания образования», и др.
какие Вам известны продуктивные подходы к отражению этих идей в методиках обучения тем дисциплинам, которые Вы сами преподаете? [Далее следуют ответы слушателей] ...
Преподаватель: Ряд работ Д.
И.
Менделеев посвятил подготовке педагогических кадров.
Только тот учитель будет действовать плодотворно на учеников, указывал он, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.
Он с
болью воспринимал ликвидацию Главного педагогического института и приложил максимум усилий к созданию в стране хотя бы одного нормального высшего педагогического учебного 108
[стр. 92]

Менделеев руководствовался ими в своих исследованиях, относящихся как к атомно-молекулярной теории, так и к учению о периодичности.
Периодическая система элементов, построенная Менделеевым на основе открытого им закона периодичности, стала, в свою очередь, фундаментом систематики также и химических соединений, т.
е.
планом всего химического здания.
Вот почему учебник Менделеева "Основы химии*1 явился концентрированным выражением "науки о химических элементах и образуемых ими химических соединений", т.
е.
по существу концентрированным выражением всей химии, базирующейся на прочном системном основании и получившей таким образом право называться общей химией.
Предметом этой принципиально новой менделеевской общей химии стали не только высокоупорядоченные, или систематизированные посредством периодической системы элементов, сведения, содержащие описание природы вещества, но и связи химии с производством, экономикой, культурой, философией и другими науками.
"Наблюдению, опытам и приложениям к промышленности в нем (в учебнике) отведено свое место, писал Менделеев.
Однако главным предметом сочинения служат философские начала нашей науки".
Очень важно отметить, что под философскими началами химии Менделеев понимал отнюдь не натурофилософскую интерпретацию природных явлений, а логическую упорядоченность научного знания и познавательную активность субъекта.
Естественнонаучные компоненты образования у него были органически слиты с гуманитарными.
Он вводил студента в здание науки с переднего входа\ с показа социальных и гносеологических факторов, обусловливающих возникновение научных проблем.
Затем освещал различные, в том числе альтернативные, подходы ученых к решению возникших проблем, приглашая
студентов участвовать в разгадке тайн природы.
Менделеев показывал борьбу мнений как фактор развития науки, достигнутые успехи и простор для поиска новых решений.
Резко выступая против изложения голых фактов,


[стр.,93]

или готовых мертвых знаний, Менделеев категорически отвергал обесчеловеченные истины и обесчеловечение педагогического процесса практику вхождения в изучаемый предмет с обратного конца: с бездумного, лишенного творческих начал заучивания формул.
Ряд работ Д.
И.
Менделеев посвятил подготовке педагогических кадров.
Только тот учитель будет действовать плодотворно на учеников, указывал он, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.
Он с
болыо воспринимал ликвидацию Главного педагогического института и приложил максимум усилий к созданию в стране хотя бы одного нормального высшего педагогического учебного заведения.
Предметом основных занятий будущих учителей средних школ должна быть наука, а не частные методики, как это практикуется в учительских семинариях в школах.
Ученик и последователь Д.
И.
Менделеева, впоследствии русский академик Д.
П.
Коновалов на могиле своего наставника сказал: "Дорогой и незабываемый учитель! От лица русских химиков я говорю тебе последнее прости.
Кто из нас не испытал чувства гордости при мысли, что в наших рядах находится Менделеев? Поднявшись до высоты мирового гения, ты дал нам такие "Основы химии", которые всех покорили могучим размахом творчества, волшебной красотой научного горизонта...
Несколько поколений черпало и будет черпать научное вдохновение в таких творениях.
Скольким же ты внушил жажду научной истины, скольких ты заразил своей научной пытливостью! Великий учитель! Слава земли русской.
Твои заветы не умрут." [48 ] Отметим далее, что данный материал может использоваться как в рамках гуманитарных пауз, подробного рассказа-вставки в плановое учебное занятие так и в качестве иллюстративной содержательной основы для отдельной темы специального курса, однако, в любом случае он призван проиллюстрировать обучающемуся на ФППК преподавателю то, что преподавание естествознания в современной высшей школе органично

[Back]