Проверяемый текст
Бурдина, Елена Александровна. Самосовершенствование преподавателя высшей школы в процессе изучения научно-педагогической деятельности известных ученых-естествоиспытателей (Диссертация 2005)
[стр. 126]

произведением, своеобразной “педагогической поэмой” и вместе с тем жемчужиной ораторского искусства.
Лобачевский мало касался конкретных вопросов воспитания в часовой речи трудно дать решение конкретных задач, возникающих в / такой огромной области, как воспитание человека.
Но он дал как бы общую канву, общую схему для рассуждений, касающихся воспитания в целом.
Эта схема содержит много элементов, не устаревших и сейчас, хотя в наше время содержание понятия воспитания, конечно, бесконечно богаче, чем во времена Лобачевского.

Перед нами две неразрывно связанные между собой стороны одного целого —личность как член общества и личность как микрокосм, как мир индивидуальных мыслей, чувств, стремлений.
' “Были люди, говорит Лобачевский, каковы Гоббс и Гельвеций, которые не хотели верить, чтобы человек рожден был для общества.
По счастию, заблуждение их не опасно: подобные будут являться, может быть, по временам, но последователей себе не найдут”.
Красной
нитью всей речи Лобачевского —его слова: “Жить значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем”.
“Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но, как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, лишь направление их может быть вредно”.
Вот это, по-моему, и есть основная идея речи Лобачевского, и обращена она к молодежи: Не проходите мимо всего того богатства, которое вас окружает, богатства всех возможностей, представляемых вам жизнью в обществе и среди людей, богатства, созданного человеком, богатст ва, которое дает вам наука, искусство, природа; вбирайте все это богатство в себя.
Это и значит —так я понимаю Лобачевского —наслаждаться жизнью.
Относитесь к этому богатству не безразлично, а страстно и давайте страстям вашим
[стр. 113]

• воспитательном эффекте уроков математики” была мной подготовлена к печати и опубликована.
Томик “Педагогические статьи А.Я.Хинчина” был почти полностью переведен на английский язык и издан в Англии.
Я нахожу, что повторное его издание на русском языке в достаточном числе экземпляров оказало бы помощь нашей школе по той простой причине, что многие болезненные явления школьной жизни живут и процветают”.
■ И, наконец, еще один фрагмент, связанный с анализом известнейшим ученым П.С.Алексавдровым педагогических взглядов известного математика Лобачевского при этом автор (П.С.Александров) блестяще “ведет” и представляет в своей статье (журнал “Квант”, 1996, №5) мысленный диалог с читателем; постоянно использует прием, который может условно назвать “машиной времени” переноситься из £ эпохи Лобачевского в современность и наоборот (“перекличка эпох”).
Представим адаптированный учебный фрагмент, который мы сконструировали на основе процитированной выше статьи: “...
Несомненно, речь Лобачевского является одним из выдающихся памятников русской педагогической мысли.
В то же время ее литературные достоинства, волнующая эмоциональность и совершенство всей ее композицииделают эту речь подлинным художественным произведением, своеобразной “педагогической поэмой” и вместе с тем жемчужиной ораторского искусства.
Лобачевский мало касался конкретных вопросов воспитания в часовой речи трудно дать решение конкретных задач, возникающих в такой огромной области, как воспитание человека.
Но он дал как бы общую канву, общую схему для рассуждений, касающихся воспитания в целом.
Эта схема содержит много элементов, не устаревших и сейчас, хотя в наше время содержание понятия воспитания, конечно, бесконечно богаче, чем во времена Лобачевского.

из

[стр.,114]

Перед нами две неразрывно связанные между собой стороны одного целого личность как член общества и личность как микрокосм, как мир индивидуальных мыслей, чувств, стремлений.
“Были люди, говорит Лобачевский, каковы Гоббс и Гельвеций, которые не хотели верить, чтобы человек рожден был для общества.
По счастию, заблуждение их не опасно: подобные будут являться, может быть, по временам, но последователей себе не найдут”.
Красной
нитыо всей речи Лобачевского его слова: “Жить значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем”.
“Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но, как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, лишь направление их может быть вредно”.
Вот это, по-моему, и есть основная идея речи Лобачевского, и обращена она к молодежи: Не проходите мимо всего того богатства, которое вас окружает, богатства всех возможностей, представляемых вам жизнью в обществе и среди людей, богатства, созданного человеком, богатства, которое дает вам наука, искусство, природа; вбирайте все это богатство в себя.
Это и значит так я понимаю Лобачевского наслаждаться жизнью.
Относитесь к этому богатству не безразлично, а страстно и давайте страстям вашим
именно то направление, которое ведет в человеческое общество, а не от него, в закоулки замкнутого индивидуального существования.
И наука, и искусство всякое человеческое творчество есть прежде всего явление социальное.
Человек, помещенный в одиночестве на какуюнибудь другую планету, не мог бы быть творческой личностью, он был бы лишен основного стимула творчества чувства общения с другими людьми.
Извечной потребностью думающего человека является потребность поделиться, рассказать другому то, о чем ты думал и что так дорого тебе;

[Back]