Проверяемый текст
Бурдина, Елена Александровна. Самосовершенствование преподавателя высшей школы в процессе изучения научно-педагогической деятельности известных ученых-естествоиспытателей (Диссертация 2005)
[стр. 127]

именно то направление, которое ведет в человеческое общество, а не от него, в закоулки замкнутого индивидуального существования.
И наука, и искусство —всякое человеческое творчество есть прежде всего явление социальное.
Человек, помещенный в одиночестве на какуюнибудь другую планету, не мог бы быть творческой личностью, он был бы лишен основного стимула творчества чувства общения с другими людьми.
Извечной потребностью думающего человека является потребность поделиться, рассказать другому то, о чем ты думал и что так дорого тебе;
потребность нести свое творчество велико ли оно, или мало —к людям, в какой-то коллектив.
Но что такое коллектив и какие бывают коллективы? Я начну с малого.
Коллектив, например,
эго студенческая группа, в -V которую студент попадает уже на первом курсе, или студенческие семинары на старших курсах.
Есть общее и есть разница между этими двумя примерами малых коллективов.
Во все времена звание студента внушало в России уважение у передовой части общества.
С этим званием всегда было связано представление о всем передовом в лучшем смысле этого слова, об
искреннем, горячем и увлеченном.
На младших курсах это еще, так сказать, недифференцированная увлеченность: вдруг раскрылись новые возможности: человек впервые почувствовал себя взрослым, попал в новую среду, с новым чувством ответственности (о котором я еще много буду говорить) завязал новые дружеские связи много чего возникло у молодого человека в момент перехода из средней школы в высшую.
Наконец, просто непосредственная юношеская веселость, радостность стала больше, чем в школьные годы, потому что она отражает уже / развившиеся и окрепшие большие возможности выросшего молодого человека.
Кстати, по поводу студенческой веселости и отношения к ней Лобачевского.
В Казани существовала студенческая песня, в которой были
127
[стр. 114]

Перед нами две неразрывно связанные между собой стороны одного целого личность как член общества и личность как микрокосм, как мир индивидуальных мыслей, чувств, стремлений.
“Были люди, говорит Лобачевский, каковы Гоббс и Гельвеций, которые не хотели верить, чтобы человек рожден был для общества.
По счастию, заблуждение их не опасно: подобные будут являться, может быть, по временам, но последователей себе не найдут”.
Красной нитыо всей речи Лобачевского его слова: “Жить значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем”.
“Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но, как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, лишь направление их может быть вредно”.
Вот это, по-моему, и есть основная идея речи Лобачевского, и обращена она к молодежи: Не проходите мимо всего того богатства, которое вас окружает, богатства всех возможностей, представляемых вам жизнью в обществе и среди людей, богатства, созданного человеком, богатства, которое дает вам наука, искусство, природа; вбирайте все это богатство в себя.
Это и значит так я понимаю Лобачевского наслаждаться жизнью.
Относитесь к этому богатству не безразлично, а страстно и давайте страстям вашим именно то направление, которое ведет в человеческое общество, а не от него, в закоулки замкнутого индивидуального существования.
И наука, и искусство всякое человеческое творчество есть прежде всего явление социальное.
Человек, помещенный в одиночестве на какуюнибудь другую планету, не мог бы быть творческой личностью, он был бы лишен основного стимула творчества чувства общения с другими людьми.
Извечной потребностью думающего человека является потребность поделиться, рассказать другому то, о чем ты думал и что так дорого тебе;


[стр.,115]

потребность нести свое творчество велико ли оно, или мало к людям, в какой-то коллектив.
Но что такое коллектив и какие бывают коллективы? Я начну с малого.
Коллектив, например,
это студенческая группа, в которую студент попадает уже на первом курсе, или студенческие семинары на старших курсах.
Есть общее и есть разница между этими двумя примерами малых коллективов.
Во все времена звание студента внушало в России уважение у передовой части общества.
С этим званием всегда было связано представление о всем передовом в лучшем смысле этого слова, об
искрением, горячем и увлеченном.
На младших курсах это еще, так сказать, недифференцированная увлеченность: вдруг раскрылись новые возможности: человек впервые почувствовал себя взрослым, попал в новую среду, с новым чувством ответственности (о котором я еще много буду говорить) завязал новые дружеские связи много чего возникло у молодого человека в момент перехода из средней школы в высшую.
Наконец, просто непосредственная юношеская веселость, радостность стала больше, чем в школьные годы, потому что она отражает уже развившиеся и окрепшие большие возможности выросшего молодого человека.
Кстати, по поводу студенческой веселости и отношения к ней Лобачевского.
В Казани существовала студенческая песня, в которой были
такие слова: "Л наш ректор Лобачевский Средь компании студентской Громко хохотал.” Вторая идея, содержащаяся в речи Лобачевского, обращена, если так можно выразиться, к учителям, к "наставникам" молодежи; она возлагает на них тоже большую ответственность.
Эта идея состоит в том, что "одно образование умственное не довершает еще воспитание".
Эта мысль для

[Back]