такие слова: "А наш ректор Лобачевский Средь компании студентской Громко хохотал." Вторая идея, содержащаяся в речи Лобачевского, обращена, если так можно выразиться, к учителям, к "наставникам" молодежи; она возлагает на них тоже большую ответственность. Эта идея состоит в том, что "одно образование умственное не довершает еще воспитание". Эта мысль для конкретной педагогической работы как в высшей, так и в средней школе — прежде всего означает неотделимость процесса обучения от всего процесса воспитания (морального, социально-политического, эстетического). Воспитание человека должно начинаться с уважения к нему. Если он этого уважения не чувствует. То может произойти самое страшное, что вообще может произойти с молодым человеком, может начать пропадать его собственное уважение к самому себе, то "чувство чести и внутреннего достоинства", которое постоянно упоминается в речи Лобачевского и которое является основным ее стержнем. Когда человек теряет уважение к себе, тогда начинается психология "пропадай моя телега, все четыре колеса". Наоборот, чувство чести, чувство уважения к себе обязывает, и изза него-то и рождается, в частности, настоящая, подлинная дисциплина. Она вытекает из серьезного отношения и к своим обязанностям, и к жизни вообще. Я говорил о студенческой группе как о "малом" коллективе, в который попадает студент, начиная с первого курса. На старших курсах группа в основном заменяется научным семинаром, в котором студент работает: к "общестуденческим" интересам присоединяются научные интересы; у хороших студентов они скоро выходят на первый план. Возникаю впервые новые переживания, принадлежащие к самым сильным. Какие только доступны человеку, творческие переживания. И возникает 128 |
потребность нести свое творчество велико ли оно, или мало к людям, в какой-то коллектив. Но что такое коллектив и какие бывают коллективы? Я начну с малого. Коллектив, например, это студенческая группа, в которую студент попадает уже на первом курсе, или студенческие семинары на старших курсах. Есть общее и есть разница между этими двумя примерами малых коллективов. Во все времена звание студента внушало в России уважение у передовой части общества. С этим званием всегда было связано представление о всем передовом в лучшем смысле этого слова, об искрением, горячем и увлеченном. На младших курсах это еще, так сказать, недифференцированная увлеченность: вдруг раскрылись новые возможности: человек впервые почувствовал себя взрослым, попал в новую среду, с новым чувством ответственности (о котором я еще много буду говорить) завязал новые дружеские связи много чего возникло у молодого человека в момент перехода из средней школы в высшую. Наконец, просто непосредственная юношеская веселость, радостность стала больше, чем в школьные годы, потому что она отражает уже развившиеся и окрепшие большие возможности выросшего молодого человека. Кстати, по поводу студенческой веселости и отношения к ней Лобачевского. В Казани существовала студенческая песня, в которой были такие слова: "Л наш ректор Лобачевский Средь компании студентской Громко хохотал.” Вторая идея, содержащаяся в речи Лобачевского, обращена, если так можно выразиться, к учителям, к "наставникам" молодежи; она возлагает на них тоже большую ответственность. Эта идея состоит в том, что "одно образование умственное не довершает еще воспитание". Эта мысль для конкретной педагогической работы как в высшей, так и в средней школе прежде всего означает неотделимость процесса обучения от всего процесса воспитания (морального, социально-политического, эстетического). Воспитание человека должно начинаться с уважения к нему. Если он этого уважения не чувствует. То может произойти самое страшное, что вообще может произойти с молодым человеком, может начать пропадать его собственное уважение к самому себе, то "чувство чести и внутреннего достоинства", которое постоянно упоминается в речи Лобачевского и которое является основным ее стержнем. Когда человек теряет уважение к себе, тогда начинается психология "пропадай моя телега, все четыре колеса". Наоборот, чувство чести, чувство уважения к себе обязывает, и изза него-то и рождается, в частности, настоящая, подлинная дисциплина. Она вытекает из серьезного отношения и к своим обязанностям, и к жизни вообще. Я говорил о студенческой группе как о "малом" коллективе, в который попадает студент, начиная с первого курса. На старших курсах группа в основном заменяется научным семинаром, в котором студент работает: к "общестуденческим" интересам присоединяются научные интересы; у хороших студентов они скоро выходят на первый план. Возникаю впервые новые переживания, принадлежащие к самым сильным. Какие только доступны человеку, творческие переживания. И возникает новый коллектив с новыми формами ответственности. Мне до сих пор дорог один такой коллектив коллектив молодых математиков Московского университета в те времена, когда я учился в нем. Эго знаменитая "Лузитания" сообщество учеников Николая Николаевича Лузина, создателя московской математической школы. Пожалуй, я не видел с тех пор коллектив молодых людей, более увлеченных наукой чем мы в те времена. Действительно, мы все, а нас было много, находились в этом состоянии увлеченности. При самых |