Проверяемый текст
Антипин, Леонид Николаевич; Деятельность государственных органов и общественных организаций по воспитанию личного состава Красной Армии в межвоенный период, 1921 - июнь 1941 гг. (Диссертация 2001)
[стр. 194]

сильно сказывалось влияние культа личности И.В.
Сталина.
Отдельная часть литературы, в том числе и исследовательской, носила описательный, зачастую декларативный характер.
Нередко встречались и факты, фальсифицирующие истинные исторические события.
Не было борьбы мнений, широких дискуссий по вопросам, представляющим интерес для исторической науки.
Несмотря на перечисленные недостатки и упущения историография периода 30-х середины 50-х гг., безусловно, сыграла и определенную положительную роль в дальнейшем освещении проблемы патриотического воспитания советских воинов.
Однако в эти годы не было создано крупных монографических трудов по данной теме.
Проведенный историографический анализ показывает, работы, опубликованные в этот временной промежуток, отличались более высоким научным уровнем по сравнению с предыдущим этапом.
Появляются
труды, в которых предпринимается попытка раскрыть в обобщенном виде деятельность государственных и общественных организаций по укреплению и улучшению патриотического воспитания, воспитательной работы в целом среди советских военнослужащих в межвоенный период.
Вместе с тем следует отметить, что для этих исследований характерным является
довольно узкий круг использованных источников, схематизм, описательность, отсутствие критического анализа, безудержное восхваление И.В.
Сталина.
Это во многом объясняется отрицательным влиянием культа личности
И.В.
Сталина на развитие историко-партийной науки.
В
большинстве публикаций утверждались безошибочность и правильность всех решений и мероприятий ЦК партии в организации и проведении воспитательной работы, спорные и дискуссионные вопросы в этой области, которые освещались ранее в литературе.
Памятуя о том, что бывшие начальники ПУРа В.А.
Антонов-Овсеенко, А.С.
Бубнов, Я.Б.
Гамарник были репрессированы как
[стр. 26]

боте Ю.П.Петрова1.
Автор подготовил специальную работу, раскрывающую опыт партии в строительстве политорганов и партийных организаций в Красной Армии в межвоенный период.
В книге, в отличие от работы Н.Игнатьева, приводятся интересные обобщенные данные о количественном составе коммунистов и комсомольцев в Вооруженных Силах, 0 партийных мобилизациях в армию, рассматриваются положения о политорганах, о военных комиссарах, Инструкции партийным организациям в Красной Армии, утвержденные ЦК ВКП(б), анализируются введенные в мае 1937 г.
института военных комиссаров, а в августе 1940 г.
единоначалия и роли партийно-политического аппарата в его укреплении, руководстве комсомольскими организациями, некоторые вопросы воспитания военнослужащих идр.
При всех достоинствах книги нельзя не отметить, что Ю.П.Петров сосредоточил свое внимание только на общих вопросах партийного строительства в армии, не всегда выделяя и анализируя конкретные направления укрепления политорганов и партийных организаций.
Ю.П.Петров в этой работе не во всех случаях дает объективную, правдивую оценку деятельности партии в строительстве политорганов и партийных организаций в Красной Армии (например, о роли ВААнтонова-Овсеенко, А.С.Бубнова, Я.Б.Гамарника в руководстве ПУРом, о "внутриармейской оппозиции", о работе Всеармейских совещаний политработников, состоявшихся в августе 1937 и апреле 1938 годов).
Таким образом, краткий историографический анализ свидетельствует о том, что работы, опубликованные в этот период, отличались более высоким научным уровнем по сравнению с предыдущим этапом.
Появляются
специальные монографии, в которых делается попытка раскрыть в обобщенном виде многогранную деятельность государственных и общественных организаций по укреплению политорганов, улучшению воспитательной работы среди военнослужащих в межвоенный период.
Вместе с тем следует отметить, что для этих исследований характерным является
1 См.: Петров Ю.П.
Строительство партийно-политического аппарата Советской Армии (1921-1940 гг.) М., 1954.
26

[стр.,27]

узкий круг использованных источников, схематизм, описательность, отсутствие критического анализа, безудержное восхваление Сталина.
Это во многом объясняется отрицательным влиянием культа личности
Сталина на развитие историко-партийной науки.
В
работах утверждались безошибочность и правильность всех решений и мероприятий ЦК партии в организации и проведении воспитательной работы, спорные и дискуссионные вопросы в этой области, которые освещались ранее в литературе.
Помня о том, что бывшие начальники ПУРа В.А.Антонов-Овсеенко, А.С.Бубнов, Я.Б.Гамарник были репрессированы как враги народа, их деятельность в литературе преподносилась только в негативном плане.
Это дает основание сказать, что перед исторической наукой стояла важная задача создания глубокого и объективного труда, раскрывающего многообразный опыт деятельности государственных и общественных организаций по воспитанию личного состава армии.
Третий период (вторая половина 50-х гг.
апрель 1985 г.) историографии деятельности государственных органов и общественных организаций по воспитанию личного состава армии характеризуется значительным расширением источниковой базы, более широким использованием работ В.И.Ленина, решений Коммунистической партии и Советского государства.
Исследователи получили доступ к разнообразным архивным материалам и ввели в научный оборот новые документы, позволившие создать ряд крупных работ, где много внимания уделялось идейно-политическому воспитанию личного состава Красной Армии.
После исторического XX съезда КПСС (1956 г.) усиливается обобщение, научное осмысление накопленного материала в исторических исследованиях, постепенно преодолеваются отрицательные последствия культа личности, элемент схематизма, пересматриваются отдельные ошибочные положения и неточности в исследовании истории развития Советских Вооруженных Сил, в том числе проблем воспитания военнослужащих.
В этот период историческая наука пополняется рядом монографий, где в специ27

[Back]