Проверяемый текст
Морунов, Владимир Александрович; Деятельность государственных органов по политическому воспитанию военнослужащих вооруженных сил СССР (май 1945-декабрь 1991 гг.). Историографическое исследование (Диссертация 2003)
[стр. 386]

Главнокомандующего», увидевшую свет в 1993 г.1 «Записки», по литературной форме, представляют симбиоз мемуарных зарисовок с публицистическими размышлениями автора.
Причем, автора, являвшегося крупной военно-политической фигурой в судьбоносное время распада СССР и первых шагов на пути становления обновляющейся суверенной России.

Нельзя при анализе этого источника не учитывать и тот факт, что его написал отправленный в отставку с крупных военных постов военачальник.
Основное содержание книги посвящено эпизоду отечественной истории, связанному с ГКЧП и его
последствиями, главным образом для Вооруженных Сил СССР.
Особенно следует подчеркнуть, что Е.И.
Шапошников, подвергнув резкой критике деятельность политорганов СА и ВМФ, не
раскрыл в своей книге ясных путей совершенствования воспитательной работы в условиях, когда Вооруженные Силы попали в качественно новые исторические реалии.
Он ограничился констатацией проблемы скорейшей «деполитизации» и «департизации» Вооруженных Сил и необходимости улучшения воспитания их личного состава.
А направления воспитательной работы в новой конкретно-исторической обстановке автором
обозначены нечетко.
Видимо, сработало конъюнктурное предвзятое отношение к политорганам ВС СССР, да и всей системе партийно-политической работы в СА и ВМФ.
На этом фоне небезынтересно, что на уровне диссертационных исследований, несмотря на смену исследовательских приоритетов, в 1994 г.
была защищена работа по проблемам воинской дисциплины, выполненная В.Н.
Карпусем и освещающая период
с 1985 по 1993 г.2 Во второй главе диссертации ее автор подробно рассматривает основные направления воспитательной 1См.: Шапошников Е.И.
Выбор.
Записки Главнокомандующего.

М., 1993.

2 См.: Карпусь В.Н.
Деятельность офицерских кадров по укреплению воинской дисциплины среди военных
строителей в 1985-1993 гг.
(по материалам военностроительных частей, работающих на предприятиях и стройках народного хозяйства):дис ...
канд.
ист.
наук.
М., 1994.
[стр. 176]

аспекты воспитательной работы, ее институализации в рамках ВС РФ, затрагивались, главным образом, в постановочном плане.
Но то, что это происходило на фоне критики недостатков в системе партийно-политической работы в СА и ВМФ, можно расценивать в качестве историографического факта, который может представлять научный интерес для исследования проблемы данной диссертации.
Особо же важно, с точки зрения диссертанта, то, что в материалах проанализированного «Круглого стола» у его участников уже нет той ярко выраженной методологической растерянности, что наблюдалась у авторов публикаций, проанализированных выше.
В выступлениях участников «Круглого стола» уже относительно рельефно прослеживаются определенные методологические подходы к освещению поднимаемых ими проблем.
Да и критика недостатков в системе партийно-политической работы в СА и ВМФ более конструктивна.
Хотя такая тенденция, по мнению диссертанта, носит явно выраженный зачаточный характер1.
В контексте исследования рассматриваемой проблемы представляется целесообразным отметить как историографический факт работу последнего Министра обороны СССР, а также первого и последнего Главнокомандующего Объединенных Вооруженных Сил СНГ Маршала авиации Е.И.Шапошникова «Выбор.
Записки Главнокомандующего», увидевшую свет в 1993 г.
«Записки», по литературной форме, представляют симбиоз мемуарных зарисовок с публицистическими размышлениями автора.
Причем, автора, являвшегося крупной военно-политической фигурой в судьбоносное время распада СССР и первых шагов на пути становления обновляющейся суверенной России.

Причем, в дихотомии — мемуары — публицистика — вторая составляющая выражена более рельефно.
Это естественно, так как для мемуарных зарисовок прошло еще слишком мало времени.
Нельзя при анализе труда Е.И.Шапошникова не учиты'См.: Национальные интересы России и ее военная политика: Материалы «Круглого стола»: «Армия и общество» // Политические исследования (Москва).
1994.
№4.
С.145 — 189.


[стр.,177]

вать и тот факт, что его пишет отправленный в отставку с крупных военных постов военачальник.
Основное содержание книги посвящено эпизоду отечественной истории, связанному с ГКЧП и его
последствий, главным образом для ВС СССР.
Но Е.И.Шапошников освещает и первые месяцы после печально известных Беловежских Соглашений, поставивших последнюю точку в истории Советского Союза.
Отставной маршал много внимания уделяет жесткой критике системе партийного руководства ЦК КПСС ВС СССР.
Он очень жестко, порою, как показывает современный уровень накопления исторических знаний, предвзято критикуется институт политорганов и армейских политработников.
В то же время нельзя не признать, что Е.И.
Шапошников глубоко вскрыл начетничество и формализм, например, в политической подготовке личного состава, агитационно-пропагандистской работе, проводимой политорганами ВС СССР.
Особенно следует подчеркнуть, что Е.И.
Шапошников, подвергнув резкой критике деятельность политорганов СА и ВМФ, не
показал в своей книге ясных путей совершенствования воспитательной работы в условиях, когда Вооруженные Силы попали в качественно новые исторические реалии.
Он ограничился констатацией проблемы скорейшей «деполитизации» и «департизации» Вооруженных Сил и необходимости улучшения воспитания их личного состава.
А направления воспитательной работы в новой конкретно-исторической обстановке автором
не всегда даже четко обозначены.
Видимо, сработало предвзятое отношение к политорганам ВС СССР, да и всей системе партийно-политической работы в СА и ВМФ.
Между тем, проанализированная книга, по крайней мере, как исторический источник, представляет солидную значимость.
О научной же постановке проблемы, интересующей соискателя, речи идти не должно.
Собственно говоря, и сам Е.И.Шапошникова, гипотетически можно предположить, осознавал, что не пишет историческую монографию1.
’См.: Шапошников Е.И.
Выбор.
Записки Главнокомандующего М., 1993.


[стр.,178]

Небезынтересно, что на уровне диссертационных исследований, несмотря на смену исследовательских приоритетов, появилась оригинальная научная квалификационная работа по проблемам воинской дисциплины, выполненная В.Н.
Карпусем и освещающая период
в хронологических рамках 1985 1993 гг.1 Во второй главе диссертации ее автор подробно рассматривает основные направления воспитательной деятельности офицерских кадров военностроительных частей по укреплению воинской и трудовой дисциплины.
И в данном контексте он рассматривает проблемы идейно-политического воспитания.
Здесь содержится много справедливой критики недостатков в политическом воспитании советских военнослужащих, в частности валовой подход к мероприятиям агитационно-пропагандистской работы.
Есть и глубокие обобщения2.
Представляет некоторый интерес для проблемы нашего историографического исследования и диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, выполненная А.А.
Бубеяой5.
В ней анализируются существенные изменения внешних и внутренних факторов воспитательного процесса по дисциплинированию военнослужащих, в том числе и в период распада СССР.
Для темы данного диссертационного исследования выглядит важным обобщение А.А.
Бубелы о том, что формирование сознания и чувства органической сопричастности каждого воина и каждого воинского коллектива к судьбам пере'См.: Карпусь В.Н.
Деятельность офицерских кадров по укреплению воинской дисциплины среди военных
сотроителей в 1985 1993 гг.
(По материалам военно-строительных частей, работающих на предприятиях и стройках народного хозяйства): Дис ...
канд.
ист.
наук.
М., 1994.

2Например, можно полностью солидаризироваться с такой позицией автора диссертации: «...обращение процесса воспитания к личности военного строителя, его нуждам, запросам, раскрепощение физических и интеллектуальных возможностей и способностей человека-наиболее верный путь повышения дисциплины среди военных строителей» (Карпусь В.Н.
Указ.
соч.
С.91.) 3См.: Бубела А.А.
Социальные отношения в воинском коллективе и их влияние на укрепление воинской дисциплины: Дис...канд.
философ.
Наук.
М., 1992.

[Back]