Проверяемый текст
Галдобина, Светлана Владимировна; Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946-1991 гг. историографическое исследование (Диссертация 2009)
[стр. 404]

пулярных, апробированных и эффективных форм работы государственных и военных органов, общественных организаций в данном вопросе.
Обращает на себя внимание положение о том, что после XX съезда КПСС появляются первые попытки подойти к рассмотрению проблемы с историко-научной точки зрения: намного шире используются документальные источники, в первую очередь архивные документы и материалы, предпринимаются определенные усилия проанализировать, в историческом контексте событий тех лет, реальные направления патриотического воспитания советских военнослужащих.
Ученые-исследователи подробно рассмотрели и дифференцировали формы и методы патриотической работы с военнослужащими, определили ее состояние, динамику и масштабы.
Начинается активная разработка темы
деятельности государственного руководства в патриотическом воспитании, выясняются трудности и ошибки ее организации и развития.
Вместе с тем большинство работ, в том числе и диссертационных, относящихся к данному периоду, занималось подтверждением заранее заданных тезисов, что определяло структуру и содержание исследований.
Анализ достаточно многочисленной литературы, изданной во
второй половине 80-х начале 90-х гг, показывает, что проблема патриотического воспитания стала предметом оживлённой научной дискуссии и острой политической борьбы во всех слоях общества, а сами Вооруженные Силы СССР объектом деятельности различных общественно-политических движений и партий, органов законодательной и исполнительной власти, особенно в бывших союзных республиках, провозгласивших к концу 1991 г.
свой государственный суверенитет.
В первую очередь это проявилось в том, что в большинстве публикаций военная служба,
патриотическое воспитание стали объектом мощной критики
[стр. 351]

(1946 г.
—середина 50-х гг.) сталинского, послевоенного достаточно однообразна, в основном она не выходит за рамки комментирования, популяризации высказываний И.В.
Сталина по военным вопросам и подготовке населения к защите страны.
Исследования этого времени, что вполне понятно и объяснимо, носят ярко выраженный апологетический характер, содержат хвалебные характеристики послевоенного сталинского режима личной власти.
Вместе с тем не следует забывать и то, что именно в первое послевоенное десятилетие закладывается фундамент историографии данной проблемы, обоснованно делается упор на выяснении роли и значения военнопатриотического воспитания, укреплении обороноспособности СССР, на изучении наиболее популярных, апробированных и эффективных форм работы государственных органов и общественных организаций в данном вопросе.
После XX съезда КПСС —с началом второго периода историографии вопроса (конец 50-х середина 80-х гг.) появляются первые попытки подойти к рассмотрению проблемы с научной точки зрения: намного шире используются документальные источники, в первую очередь архивные документы и материалы, предпринимаются определенные усилия проанализировать, в историческом контексте событий тех лет, реальные направления военно-патриотического воспитания.
Ученые-исследователи, в том числе и историки, подробно рассмотрели и дифференцировали формы и методы военно-патриотической работы, определили динамику и её масштабы.
Начинается активная разработка темы
государственного руководства в военно-патриотическом воспитании, выясняются трудности и ошибки его организации и развития, даётся чёткое определение самого понятия «военно-патриотическое воспитание».
Вместе с тем, резкий всплеск публикаций на тему военнопатриотического воспитания в рамках данного историографического периода был, по мнению автора, обусловлен ярко выраженными потребностями об351

[стр.,352]

щества, а также идеологическим и социальным заказом, изложенным в партийных документах.
Поэтому большинство работ, в том числе и диссертационных, относящихся к данному периоду, занималось подтверждением заранее заданных тезисов, что определяло структуру и содержание исследований.
Анализ достаточно многочисленной литературы, изданной в
третий историографический период (вторая половина 80-х —начало 90-х гг.), показывает, что проблема военно-патриотического воспитания стала предметом оживлённой дискуссии и острой политической борьбы во всех слоях общества, а сами Вооруженные Силы СССР объектом деятельности различных общественно-политических движений и партий, органов законодательной и исполнительной власти в бывших союзных республиках, провозгласивших к концу 1991 г.
свой государственный суверенитет.
В первую очередь это проявилось в том, что в большинстве публикаций военная служба,
военно-патриотическое воспитание стали объектом мощной критики и ни одно общественное течение или политическая партия в период «перестройки» не оставили их без своего «квалифицированного» суждения.
Главным образом, эта критика вращалась вокруг проблем «милитаризации сознания», «дедовщины», злоупотреблений служебным положением, гибели и травматизма военнослужащих, уклонения от воинской службы, дезертирства, хищения оружия и боеприпасов, использования личного состава не по его прямому предназначению.
Причем первой с началом «перестройки» стала так называемая «генеральская тема», начиная с их большого количества и кончая привилегиями.
С 1989 гг.
особо резкая критика направлялась против политорганов, политработников, организаций КПСС.
Необходимо подчеркнуть, что критический настрой этих публикаций не был однородным.
Здесь можно выделить: негативно-критическое направление, когда критика сводилась к тому, что затраты на оборону якобы являются главной причиной недостатков в обществе как экономического, так и 352

[Back]